В начале. Часть 8
«И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» Быт. 25:24-27.
Наш семинар продолжается, и мы все еще находимся в книге Бытие. На протяжении семинара мы говорили о сотворении Господом неба и земли, о грехе первых людей, о жертве за грех и о нашем Ходатае Иисусе Христе. Мы говорили о том, что еще в Ветхом Завете, прежде сотворения мира, Господом уже было запланировано избавление, искупление души человека через жертву Своего Сына. С того самого времени, путь человека, это всегда – путь от Господа, но люди, к сожалению, постоянно стремятся все дальше удалиться от Бога. И так как грех живет в человеке, то с размножением человечества увеличивается и зло на земле. Однажды, это зло достигло такого уровня, что Господь определил излить Свой суд на землю для того, чтобы от праведного человека по имени Ной, продолжить род человеческий.
В предыдущей части данного семинара мы коснулись некоторых моментов жизни патриархов Авраама и Исаака. Сегодня мы продолжим говорить о патриархах и уделим внимание двум сыновьям Исаака: Исаву и Иакову.
Итак, Авраам уже был в летах преклонных и все это время у него не было детей. В тот момент, когда Господь обновил завет с Авраамом о том, что, именно Сарра родит ему сына, Аврааму было уже 99 лет. И через год у него родился сын Исаак. Исаак был единственным сыном Авраама и Сарры, его жены. Другие дети у Авраама были только от наложниц, но Библия говорит: «И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную» Быт. 25:5-6. Итак, все, чем владел Авраам, он отдал Исааку, своему единственному сыну. Иными словами, Исаак получил благословение первородного сына.
Шло время, и на тот момент, когда Исаак женился на Ревекке, ему исполнилось 40 лет. И здесь следует обратить внимание на один факт. Авраам родил Исаака в 100 лет и сам прожил до 175. Когда Исаак женился, Аврааму было 140 лет. В 60 лет у Исаака родилось двое сыновей: Иаков и Исав. Аврааму тогда было 160 лет. И еще 15 лет Авраам жил с Исааком и нянчил своих внуков. Это тот человек, который однажды говорил Богу, что умирает и не имеет в доме своем наследника, кроме раба, которому все и достанется. Но Господь сказал тогда Аврааму, что именно от него произведет народ многочисленный. Бог сказал Свое слово и остался верен ему. Авраам уже не надеялся увидеть своих детей, но Бог дал ему возможность увидеть даже внуков.
В послании к Евреям сказано: «верен Обещавший». И о Сарре сказано: «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший» Евр. 11:11. Выше, с 8-го стиха сказано и об Аврааме: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» Евр. 11:8-11. То есть Авраам обитал в земле странствования своего с Исааком и Иаковом, с теми, кто имеет сонаследство обетования.
Но первым ведь был рожден Исав. Исав был первородным и благословение первородного сына должно было быть на нем. Он должен был получить наследство, или его большую часть. В семье завета, в которой Авраам заключил завет с Богом, этот завет, это обетование было передано Исааку. Обетование наследия проходит именно по первородной линии. И поэтому, если Исав первородный, то именно он и должен был получить не только наследство, но и унаследовать обетование Авраама. Тогда почему в 11 главе послания к Евреям указано имя младшего брата Иакова? Почему же так произошло?
В книге Бытие мы читаем: «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» Быт. 25:29-34. Иаков купил первородство у Исава. И можно по-разному к этому относиться. Но, Иаков выкупил то, чем Исав не дорожил, так как Иаков смотрел глазами веры и видел то, что было недоступно для Исава.
Ранее (Быт. 25:27) мы прочли, что Иаков жил в шатрах, а Исав был человеком, который много времени проводил в поле. Поле является пророческим образом мира. Исав был человеком полей, он был охотником и почти все свое время находился вне дома отца. Ведь жизнь охотника проходит в постоянном поиске добычи и для этого с каждым разом приходится все дальше и дальше удаляться от дома. Это пример для нас. Для того чтобы нам не упустить ничего важного, что происходит в доме Отца, нам необходимо жить в доме Отца. Но чем занимался Иаков, живя в шатрах? Он пас скот. Он был пастырем, так как жить с отцом в шатрах, и не заниматься его хозяйством – невозможно. Нам известно, что народ Израиля состоял из людей, которые пасли скот.
Находясь же вблизи своего отца, Иаков не упустил ничего из того, что мог видеть в его доме. Он видел, как отец ведет свои дела, как молится Господу, как приносит жертву Богу. Иными словами, он видел всю картину жизни отчего дома, так как был прилеплен к нему. Это весьма важно для нас. В Библии есть такие строки: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни» Мал. 1:2-3. Эти слова также дублируются и в Новом Завете (Рим. 9:13). Мы видим двух родных братьев, оба находятся в одинаковых условиях, при этом, Исав является первородным. Но Господь говорит: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел». И мы сегодня увидим, в чем же проявилась Божья любовь к Иакову, и в чем проявился гнев Господа к Исаву.
Итак, Иаков живет в доме отца, в шатрах. Он видит, и слышит все, что в нем происходит. Мы уже отметили, что у внуков была возможность целых 15 лет общаться со своим дедушкой Авраамом. Поэтому они знали все обетования, которые Бог дал Аврааму. Они знали о завете, который Бог заключил с их дедом, обещая тому, что в нем благословятся все народы земли, и что от него произойдет народ великий. Весь дом Исаака понимал, что тот завет, который Бог заключил с Авраамом, не ограничится пределами только этой земной жизни.
И это – истина. Этот завет не заканчивается пределами только этой земной жизни. И наша вера в Бога, наше хождение с Ним, наш завет с Ним не заканчивается пределами земной жизни. Господь желает ввести нас в Вечность, подобно тому, как Авраама, как Исаака, подобно тому, как и Иакова. Поэтому Господь называет Себя их Богом: «…Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» Исх. 3:6. Наш Бог живой и у Него все живы. Господь желает ввести нас в Вечность. Вот для чего завет.
Иаков, несомненно, слышал это свидетельство. Ранее, в ходе семинара мы говорили о том, что и Каин, и Авель слышали свидетельство от своих родителей. Они знали о том, что Бог изрек Адаму и Еве. Но лишь в одном из них это произвело веру: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую…» Евр. 11:4. И в нашем случае так же два брата, и лишь в одном из них рождается вера. Иаков не подвергал сомнению ничего из того, что слышал от деда и отца. Он понимал, что благословение идет только по линии первородства. И он желал иметь это благословение. Он видел, как Бог хранил Авраама, он видел, как Бог хранил Исаака, и он хотел того же. (А ведь Исав мог бы стать отцом двенадцати патриархов).
Иаков проявил ту веру, без которой угодить Богу невозможно. Это не была просто вера во что-либо банальное, например, в инопланетян, в какой-то высший разум. Или в то, что, произнесенная 20 раз подряд молитва «Отче наш», исцелит меня. Такой верой Богу угодить Богу невозможно. Иисус говорит в Слове: «имейте веру Божию» Мк. 11:23. Если мы хотим угодить Богу, то нам нужна вера, основанная на Его Слове, а не на наших убеждениях, наших желаниях, размышлениях или чувствах. Только вера, основанная на Его Слове, угождает Богу. Авель угодил Богу, потому что поверил словам, которые Бог передал Адаму и Еве. Авраам угодил Богу, потому что поверил словам, которые услышал от Бога. Исаак угодил Богу, потому что поверил словам, которые Бог произнес его отцу и ему самому. И в Иакове зарождается эта вера. Он желает получить обетование, желает стать сонаследником. Он хочет, чтобы этот многочисленный народ произошел от него. Он делает все для этого в отличии от своего брата Исава, который находится в равных с ним условиях.
Как часто подобные вещи происходят среди церкви. Люди приходят в дом Божий и поют одни и те же хвалы. Находятся в одном и том же собрании, на одном и том же месте. Слышат одно и то же слово, имеют одни и те же переживания в церкви. Но в одних это рождает веру, а другие говорят: «Сейчас я просто хочу кушать». На самом деле, причина кроется в том, что у подобных людей нет веры в то, что в Вечности нас, действительно, ожидает Господь. Только поэтому человек так легкомысленно относится ко всякому проявлению Божьего действия, Божьей благодати. Поэтому наша жизнь на земле может быть подобной жизни Иакова, а может быть и подобной жизни Исава. Ты можешь думать, что отец твой еще жив и не скоро умрет, что еще не скоро наступит время получения наследства, поэтому какой толк в этом первородстве, если кушать хочется уже сейчас. Но, на самом деле, для нас в этом первородстве все.
Многие люди считают Иакова обманщиком, думая, что он обманул Исава. Но Иаков предлагает своему брату продать лишь то, чем тот не дорожит, в чем не нуждается. Это вполне честная сделка. Да, Иаков хотел занять место своего брата, но лишь по той причине, что брат не дорожил этим. Все было открыто, Иаков не лукавил. Он предложил свою цену за первородство Исава, и тот согласился, так как хотел лишь набить брюхо. Это была абсолютно честная сделка, «чистая продажа». Первородством обладал только Исав и он, как имеющий право им распоряжаться, продал его. Здесь все честно. Просто Иаков смотрел далеко вперед, а Исав лишь в свою тарелку.
Далее, в 27 главе первой книги Библии повествуется о том, что Исаак уже состарился и пожелал благословить своих сыновей. В послании к Евреям сказано, что Исаак благословил и Исава, и Иакова, то есть благословение получили оба. И здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что люди Божьи всегда понимали, что их жизнь полностью зависит от Господа. Исаак объективно видел, что он состарился. И он не стал ждать момента, когда придет в такое состояние, что уже даже сил не будет благословлять, что будет трудно поднять руку и связно говорить. Написано: «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» Быт. 27:1-4. Исаак говорит, что состарился, плохо видит, не знает дня своей смерти и поэтому хочет благословить.
Еще один момент. Помните мы говорили, что Авраам собирался умирать еще до рождения Исаака, а после его рождения прожил еще 75 лет. Так вот, после того, когда Исаак пожелал поесть, говоря: «не знаю дня смерти моей», он жил еще все это время, пока Иаков трудился в доме своего тестя Лавана. А это еще, как минимум, 21 год. Исаак уже собирается умирать, но еще минимум 21 год живет. И лишь после возвращения Иакова со своей семьей Исаак умер и был похоронен своими детьми.
Мы видим, что Исаак любит Исава, он – первородный. Исаак знает, что означает благословение первородного. В нем говорится о владычестве над народами. И это благословение было приготовлено для Исава, но получил его Иаков: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» Быт. 27:28-29. Затем Исаак благословил Исава, говоря: «вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» Быт. 27:39-40.
Во времена Иисуса Христа в Иудее правил царь Ирод, идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Династия Иродов относится к потомкам Исава, которые были идумеяне. В Царствах написано о том, что Идумея отложилась от Израиля. При царствовании Давида, тот поставил охранные войска в Идумее и идумеяне сделались ему рабами (2 Цар. 8:14). Все происходит в точности, как Господь сказал через Иакова.
Когда же Ревекка услышала о том, что Исаак хочет благословить их старшего сына Исава, то сказала младшему такие слова: «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею» Быт. 27:8-10. Почему она так поступила? Потому что Слово Божье говорит, что Ревекка молилась Господу, и Господь говорил с ней: «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» Быт. 25:22-23.
Она получила слово от Господа о том, что меньший, а это значит – Иаков, будет во главе, а больший, или тот, который по закону должен был стать первородным, будет служить меньшему. И, получив, это слово от Господа, она сохранила все услышанное в сердце своем, как позже поступила и Мария. Также поступил и Иаков, когда Иосиф рассказал свой сон о том, что луна и солнце поклонились ему. Написано: «а отец его заметил это слово». Здесь значение слова «заметил» – сохранил, сберег. Итак, Ревекка знала волю Господа, поэтому и предприняла такой шаг. Она пытается наставить или научить Иакова, как тому поступить, чтобы получить благословение первородного.
Теперь перед Иаковом встал вопрос. Как же войти в присутствие отца, чтобы не навлечь на себя проклятие вместо благословения? «Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение» Быт. 27:11-12.
На самом деле, когда все мы предстаем перед лицом Божьим, мы имеем возможность получить лишь две вещи: либо благословение, либо проклятие. А кто из нас хотел бы получить проклятие? Господь, выводя народ Свой из Египта, говорит: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие…» Втор. 11:26. Бог предусмотрел для всех нас, для всего человечества только два пути. Всем нам необходимо это усвоить и помнить об этом всегда. У нас нет и не может быть третьего или среднего пути в реальной жизни. Он может существовать лишь в наших мечтах и нашем воображении. Не существует какого-то своего, особенного пути, которым я пойду и чего-либо достигну. Либо благословение, либо проклятие.
И Ревекка учит Иакова: «пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших…». Мы уже говорили на семинаре о двух козлятах: один во всесожжение Господу, другой для отпущения грехов. Здесь мы тоже видим пророческое указание на жертву Иисуса Христа. Любой может прийти в присутствие Господне или предстать перед Богом, но, чтобы не получить проклятие, необходимо быть покрытыми. Это значит, что должна была быть пролита кровь этих козлят. Таким образом, было приготовлено кушанье, а кожей и шерстью было покрыто тело Иакова. Поэтому, когда отец ощупывал сына, то он соприкасался не напрямую с Иаковом, а через козленка, через его кожу.
Кожаные одежды, которые Господь сделал первым людям – это прямое указание на жертву Иисуса Христа. Поэтому, когда мы приходим к Богу, когда имеем смелость и дерзновение стоять перед престолом Божьим, прося Его о чем-либо, то Бог не смотрит на тебя или на меня, как на простого человека. Ведь у нас есть Ходатай. Бог смотрит на тебя через Иисуса. Он видит плату, видит дело искупления, которое Иисус Христос совершил за тебя и за меня. Именно это позволяет тебе и мне быть принятым Богом. Только это, и никак иначе.
Иаков по-прежнему остается Иаковом, но только это покрытие теперь дает ему возможность приблизиться к отцу настолько близко, что отец может коснуться его. Настолько близко, что отец даже может поцеловать его. Кто из нас не хотел бы иметь такую близость в отношениях с Небесным Отцом?!
Ведь не каждый ребенок может подойти к нам, обнять, целуя, потянуть за ухо. Только собственные дети. Поэтому, когда мы приходим к Господу, мы должны иметь основание, которое позволяет нам приходить. Иаков очень ясно понимал, что существует опасность получить проклятие. Очень ясно. Нет третьего пути, нет второго шанса. При восхищении не будет ни первого, ни второго, ни третьего звонка, написано: «вдруг, во мгновение ока» 1 Кор. 15:52. Не будет другой возможности, как не было ее более у Исава. Поэтому сегодня избери служить Богу, избери благословение. Но для этого необходима жертва Иисуса Христа и путь веры, веры в то, что, однажды, ты предстанешь перед Господом.
И если здесь, на земле, жертва Иисуса Христа для тебя имеет ценность, если ты не пренебрегаешь этим, то в Вечности будешь Им оправдан. Он исповедует имя твое и мое перед Отцом. Имя любого из нас будет произнесено в Вечности перед Отцом. Но, если только жертва Иисуса Христа для нас не пустой звук, не просто религия, а истинный путь веры.
В итоге, Исаак благословляет Иакова, как первородного. После чего, боясь гнева своего брата, Иаков убегает из отцовского дома и направляется в дом своего дяди по имени Лаван. Но, когда Иаков бежит от лица Исава, он останавливается на ночлег в Вефиле, и ночью в видении видит лестницу, которая была от земли до неба, и Ангелов, восходящих и нисходящих по ней. Также он слышит голос Божий. Это был первый опыт Иакова с Богом. Тогда Иаков сказал: «…истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз» Быт. 28:16-21.
Здесь описывается весьма важный момент. Вот состоялась встреча с Богом и на Иакова снизошло благословение, а это именно то, к чему он так стремился. Иаков был движим верой и на этом пути он встретил Бога и получил удивительный опыт незабываемого переживания: он видит Бога, и Господь говорит с ним. Здесь же Иаков дает обет Господу: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» Быт. 28:20-22.
Откуда Иаков знает об этой десятой части? Он слышал об этом от своего деда. Слово Божье говорит, что, когда Авраам возвращался с победой над четырьмя царями, захватившими в плен его племянника Лота со всем имуществом, ему навстречу вышел царь Содомский и Мелхиседек, царь Салимский, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его. Авраам за это отдал ему десятую часть из своей добычи (Быт. 14:17-20). То есть, это не было даже каким-то требованием Бога. Тогда это была лишь инициатива Авраама. Иаков слышал это слово, родившее в нем веру. И поэтому, будучи движим верой, он здесь говорит: «и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» Быт. 28:22. И только через время, когда будет установлена скиния, будет дан закон о десятой части. Но сначала – это была лишь инициатива Авраама, отца веры, отца всех верующих.
Заключая завет с Господом, на самом деле, Иаков не просит для себя личный самолет или небольшой остров, чтобы быть от людей подальше, и чтобы они не видели, как ему хорошо на этом острове. Он просит для себя простые вещи: «и даст мне хлеб есть и одежду одеться» Быт. 28:20. Это то, к чему Иисус возвращает Свой народ, проповедуя: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» Мф. 6:31-32. Это то, о чем Павел пишет Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» 1 Тим. 6:8.
На самом деле, для того чтобы быть благочестивым и угодить Богу, человеку нужно не так много: чтобы не умереть с голоду и прикрыть свою наготу. Как ты предстанешь перед Царем нагим? Богу лишь важно то, какое у нас сердце. Иаков просит лишь самое необходимое, давая обет Господу. Но Господь дает ему несравненно больше, то, о чем Иаков даже и не помышлял.
Однажды, когда Господь касается нас, мы заключаем с Ним завет, вверяя свою жизнь в руки Божьи, и, обещая служить Ему доброй и чистой совестью во все дни жизни своей. Но, со временем, мы начинаем осознавать, что такое каждый день отдавать свою жизнь Господу, потому что наша плоть каждый день желает вернуть эту жизнь себе. Только самые стойкие дойдут до победного конца.
Итак, получив это удивительное переживание Божьей силы, Иаков оказывается в доме Лавана, где и проводит следующие 20 лет своей жизни. Там он семь лет трудится, чтобы получить в жены младшую дочь Лавана Рахиль, но вместо нее, его обманом женят на старшей дочери Лии. Затем еще семь лет он служит за Рахиль, а после, еще шесть лет трудится ради скота. Эти 20 лет, наверняка, не были самыми радостными для Иакова. Библия говорит: «Вот, двадцать лет я [был] у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих. Таковы мои двадцать лет в доме твоем…» Быт. 31:38-41.
Порой, на определенном этапе жизни, нам бывает достаточно трудно находиться в тех или иных обстоятельствах. Нам может казаться, что эта жизненная полоса тянется уже слишком долго, что мы уже достаточно преодолели, достаточно претерпели, и всему научились. Но Бог Сам определяет время и решает сколько тебе находиться в подобных обстоятельствах и сколько жить в доме Лавана. Для этого нужна вера, что это Бог тебя ведет, что это не Лаван, и не Исав. Что это не мировой финансовый кризис, не твоя бабушка, которая не научила тебя; не твой отец, который не оказал тебе должного попечения, не проявил заботы. Бог Сам определяет время, которое ты должен находиться именно в этих обстоятельствах: «Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился [за меня] вчера» Быт. 31:41-42.
Быть верным Богу, означает умышленно идти на какие-либо лишения. Быть человеком праведным, означает умышленно идти на какие-либо издержки, умышленно идти на недополучение прибыли, если говорить о бизнесе. Иаков оставался верным Богу, потому что Бог Авраама, и страх Исаака, отца его, был с ним. Он не предъявлял претензий, оплачивая любую потерю со своего кармана. Это – путь веры.
Таким образом мы подходим к главному вопросу: в чем же выражалась Божья любовь к Иакову, и Его ненависть к Исаву? На самом деле, ответ очень прост. Бог всегда вмешивался в жизнь Иакова, и не позволил ему остаться Иаковом. Господь желал, чтобы Иаков стал Израилем. А Исав так и остался Исавом, потому что не терпел убытки.
Наступила полнота времени, и Бог говорит Иакову: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей» Быт. 31:13. И Иаков возвращается домой, посылая подарки Исаву. Он делит свое стадо на несколько частей и посылает их отдельно перед собой, чтобы хоть как-то умилостивить лицо Исава. Двадцать лет прошло, а он все еще боится мести своего брата. В нем живет страх. Он переправляет через реку своих жен и детей. Слово говорит: «И остался Иаков один» Быт. 32:24.
Далее происходит борьба Иакова с Богом. А почему Иаков боролся с Богом? Потому что Бог боролся с ним: «…боролся Некто с ним до появления зари» Быт. 32:24. И Слово Божье говорит так, что: «…и, увидев, что не одолевает его…» Быт. 32:25. Как трудно иногда Богу одолеть человека. Богу, сотворившему небо и землю, бывает трудно одолеть тебя или меня. Мы так стойко стоим в своем упорстве, в своем нежелании измениться, в своей гордости. Мы боремся с Господом и Великому Богу и Творцу всего, бывает с нами весьма трудно справиться. Так говорит Писание. Бог видит, что «не одолевает» и произносит: «отпусти Меня, ибо взошла заря» Быт. 32:26. Но, когда Господь ослабил плоть Иакова в этой борьбе, то Иаков понял одну вещь. Он понял, что хромой он точно не убежит от Исава. Куда теперь деваться? И он говорит: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» Быт. 32:26.
Любовь Бога к Иакову заключается в том, что Господь не позволил ему остаться прежним Иаковом. Подобно тому, как и мы, однажды, встретившись со Христом, изменились. Разве не так? Мы изменились. После встречи Бог оживил в нас Свой дух. Теперь наша жизнь продолжается, но продолжаем ли мы меняться?! Внутренняя наша перемена – это процесс всей жизни. Бог всю жизнь формирует тебя и меня. Каждая встреча с Богом меняет нас. Каждая встреча Иакова с Богом меняла и его. Иаков изменялся. Затем Бог спросил: «…как имя твое?» Быт. 32:27. Разве Бог не знал, с кем борется? Знал! А ты знаешь?! «Он сказал: Иаков» Быт. 32:27. То есть: «Держащийся за пяту, занимающий свое место хитростью, лукавый обманщик. Вот кто я!» И Господь говорит: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль» Быт. 32:28. И вот это окончание: «эль» говорит о принадлежности Богу. Потому что: «ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» Быт. 32:28.
Но Бог не желает, чтобы мы с Ним боролись. Он ждет от нас послушания. Поэтому, если мы, вдруг, начинаем ощущать давление, внутреннюю борьбу, это значит, что Бог начинает бороться с нами. Самый лучший способ подобной борьбы – это сдаться: «Господь, я сдаюсь! Я не желаю бороться с Тобой, так как каждая минута подобной борьбы отодвигает мое благословение на дни, на недели, а может и на годы. Веди меня за Собой».
Наконец, Исав встретился с Иаковом. Иаков преподнес брату свои дары, но тот сказал, что у него все есть. Разве Исав терпел какой-либо недостаток? Нет! У него все было. Исаак благословил его и, в соответствии с этим благословением, у Исава была целая область – земля Едом. У него были идумейские цари, князья. Порой нам кажется, что наше богатство, наш успех, отсутствие проблем и болезней – это и есть благословение Божье. Но не всегда это так. Божье благословение для нас – это наши внутренние перемены. Загляни в свое сердце, изменилось ли оно? Изменился ли я? Нам необходимо меняться, и это – путь веры. Путь веры заключается в нашем преображении в образ Христа. Помнишь слова Бога: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел»? Богатство Исава не было Божьим благословением.
Но уж если Господь начал бороться со мной, то я не хотел бы, чтобы Господь перестал побеждать в этой борьбе. Поэтому Иаков говорит: «Не отпущу. Плоть моя ослаблена, но я не отпущу Тебя, пока не благословишь». И Господь благословил его, потому что Он был с Иаковом все это время. Нигде не написано, что Господь говорил с Исавом. Исав прожил всю свою жизнь, был князем, нажил богатство, но так ни разу и не поговорил с Господом. И Бог не говорил с ним.
Бог любит каждого из нас. Он говорит с нами, обращается к нам. Мы доверяем Его словам, верим Его Слову. И мы верим в то, что Господь с нами во все дни. Вместе с Иаковом мы можем провозгласить: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился [за меня] вчера» Быт. 31:42.
В следующей и заключительной части нашего семинара по теме: «В начале» мы более подробно рассмотрим жизнь Иосифа, так как именно этот библейский образ имеет для нас наиболее важное значение.
Комментарии: