В начале. Часть 7
«[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» Быт. 22:2.
Мы продолжаем наш семинар по книге Бытие. Прошлый раз мы говорили о грехопадении человека и ходатае, Которым является Иисус Христос праведник. Человек ослушался Господа, согрешил, и, таким образом, грех и смерть вошли в человека, а вместе с ним и в мир. Человек оказался во власти греха или под его господством. Раб Божий Павел, уже будучи апостолом, пишет в послании к Римлянам о своих чувствах, говоря: «но в членах моих вижу иной закон…» Рим. 7:23. Он говорит о внутренней предрасположенности человека, которая влечет его к тому, чтобы совершать грехи. Когда грех властвует над человеком, то человек неизбежно движется путем греха, постоянно ощущая в своем сердце вину. Тем не менее, мы по-прежнему должны осуществлять свой выбор, подобно тому, как это делал Адам в Едемском саду. Но, выбирая, между "деревом жизни" и "деревом познания добра и зла", человек ни всегда попадает в цель.
В переводе с греческого языка, грех (хамартия), означает промах, как при стрельбе из лука. Книга Бытие открывает, что источник греха лежит в ложной направленности человеческой воли. Слово Божье говорит, что: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» Ин. 12:40. Даже опытный стрелок иногда промахивается, стреляя по мишени, но как может не промахнуться невидящий человек, который понятия не имеет о том, в какой стороне установлены мишени? Бог указывает истинное направление человеку, но человек обладает свободой выбора между добром и злом, и поэтому несет полную ответственность за свои поступки. Но наказанием за грех является смерть. И здесь возникает вопрос между Божьей справедливостью, Его святостью и Его любовью.
Нам известно, что Бог есть любовь. Желание нашего Господа заключается в том, чтобы человек жил вечно. Господь Иисус пришел на землю и искупил нас. Он искупил человека не только от вины за его грехи, но и от власти греха и смерти. Благодаря этому, сегодня мы имеем Его божественную природу внутри нас, будучи рожденными от «нетленного семени», которое есть Слово Божье. Господь продлевает дни жизни человека через жертву. Через жертву Он отодвигает сам момент суда для человека. Мы имеем Ходатая перед Отцом Небесным. Но библейская жертва подразумевает под собой пролитие крови. Сегодня мы будем говорить о жертве за грехи человека. И более подробно остановимся на некоторых событиях из жизни патриархов Авраама и Исаака.
Ранее мы уже отметили, что первое пролитие крови состоялось еще до того, как был совершен первый грех. Господь, при сотворении жены для Адама, уже открывает то, каким будет дело искупления. Для нас это пророческие образы. Крепкий сон Адама – это пророчество о смерти Иисуса Христа. Через смерть Господа и пролитие Его Крови была рождена Церковь, образом которой послужила Ева. Однажды, все мы, как Церковь, как Невеста, будем приведены к Иисусу на удивительный брачный пир.
Затем был совершен грех. Грехи людей стали отталкивать человека от Бога. Человек уже не хочет быть рядом с Богом. То общение, которым люди наслаждались до грехопадения, уже становится для них каким-то бременем, тяжестью. Люди бегут от лица Господня, прячутся, скрываются от Него. Они изготавливают себе какие-то одежды из листьев смоковницы. Для чего? Что они хотели от Него сокрыть? Ведь это Он сотворил их. Но в их жизни пришло состояние дискомфорта, пришел страх, пришел стыд. И человек сам пытается что-либо предпринять в данной ситуации. Люди сами изготовили себе одежды. Но, тем не менее, это не позволило им выйти к Богу. Усилие самого человека не дало ему возможности приблизиться к Богу, говорить с Ним. Приложив все свои усилия, человек по-прежнему продолжал прятаться от Бога.
И Господь в этой ситуации Сам выступает в роли инициатора. Написано: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» Быт. 3:21. Бог понимает вину человека, его стыд и покрывает наготу человека одеждой из кожи животных. Господь Своими руками изготовил эти кожаные одежды. Для этого проливается кровь невинного животного, которое вообще не ело плодов от запрещенного дерева. Господь устанавливает понятие жертвоприношения и дает понять человеку, что все, сделанное руками человека, никогда не сможет приблизить его к Богу. Таким образом, Господь учит людей жертвоприношению. В последствии, жертвоприношение унаследуют все народы.
По сей день различные народы и племена приносят свои жертвы. Но приносят они их своим «богам», которых выдумали, конечно же, не без помощи врага душ человеческих. Жертвоприношение было унаследовано всеми людьми, так как пошло это от Адама и Евы – первых людей земли. Но эта жертва, которую здесь открывает для нас Бог, вовсе не дает человеку права грешить, она дает человеку возможность сохранить свою жизнь для того, чтобы приближаться к Богу, чтобы быть с Богом, чтобы снова вернуться в Его присутствие.
Первые дети Адама и Евы – Каин и Авель, также однажды решили принести дар Богу, так как их родители передали им все, что произошло когда-то в Едемском саду. И об Авеле написано так: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство…» Евр. 11:4. Он услышал свидетельство своих родителей и в его сердце родилась вера. Но когда Каин принес лучшее от плодов земли, то Бог не принял его жертву. Хотя, на взгляд человека, наверняка, жертва Каина выглядела красивее. Сочные, крупные плоды, не как сегодня. Столько красок, цветов, разнообразия. Кто видел летом плодовоовощной рынок, тот поймет. А что привлекательного было в жертве Авеля? Мясо мертвого животного, его кровь? Это не очень привлекательное зрелище для человека. Но Бог смотрит не так, как человек. Он смотрит в наше сердце, а в сердце Авеля была эта удивительная вера в то, что Бог оправдывает человека через пролитие невинной крови.
Сегодня для нас, как для людей XXI века, это звучит весьма странно. Надо полагать, что именно по этой причине, во многих христианских церквах упоминание о крови свелось практически на нет. Но Писание нам говорит очень ясно, что: «…без пролития крови не бывает прощения» Евр.9:22. Вся Библия, от первых и до последних страниц, говорит о крови. И в Вечности одежды Сына Божьего обагрены кровью. Даже в Вечности говорится о крови. Но враг сместил акценты и человек допустил то, что Кровь Христа была вытеснена из церкви. Многие церкви сегодня проповедуют, предлагая людям успех, решение всех жизненных проблем, благосостояние, исцеление от всех болезней. Они провозглашают, что Бог решит все их проблемы, закроет кредиты, поклеит все обои. Но то, что предлагает всем людям Слово Божье, то, что предлагает миру Сам Бог – это Иисус Христос, Его жертва, Его Кровь. Центр жизни человечества это – Христос и Его Кровь. Все Писание говорит об искуплении через кровь, через жизнь невинного животного, о котором Иоанн однажды скажет: «…вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» Ин. 1:29. Евреям это было понятно, они понимали, о чем говорит Иоанн. В свое время это понял и Авель, который не имел никакого понятия о Христе. Он не знал и закона о жертвоприношении, который Бог установил лишь в скинии. Но он знал одно, что если Бог так поступил, то и ему следует так поступать: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин».
Далее в книге Бытие мы видим описание жизни еще одного человека, наверное, одного из самых главных образов Ветхого Завета. Это – Авраам. Как мы и говорили, мы более подробно рассмотрим его жизнь, так как Авраам назван отцом всех верующих. И коснемся жизни Исаака, образ которого для нас не менее важен. Эти события, которые произошли в жизни Авраама также важны для нас, потому что они имеют прямое и ясное указание на Сына Божьего – Иисуса Христа. Свое повествование мы построим, опираясь на 22 главу книги Бытие. Итак, Бытие 22:2-14.
Мы знаем, что до рождения Исаака у Авраама уже был сын по имени Измаил. Поэтому, чтобы у Авраама не возникло каких-либо сомнений, Бог уточняет о каком именно сыне идет речь. Конечно, Бог имел ввиду того сына, которого Он Сам обещал Аврааму. Спасение – это Божий план и все наши собственные усилия по «усовершенствованию» Божьего плана, для нас самих же, всегда заканчиваются проблемами. Но Бог всегда знает, что Он делает.
Итак, Господь посылает Авраама в землю Мориа, для принесения в жертву всесожжения его единственного сына, которого Авраам так любит и, о котором так заботится. Гора Мориа – это храмовая гора, то место, где был построен Иерусалим, гора, на которой был распят Иисус Христос. Но между этими событиями прошло очень много лет. Все, что тогда произошло в жизни Авраама, было необходимо для того, чтобы нам, людям было понятно то, что через много лет произойдет на Голгофе.
А что произошло в жизни Авраама? «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» Быт. 22:1. Когда Бог воззвал к Аврааму, то Авраам ответил Ему: «вот я». После чего Господь ему говорит: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» Быт. 22:2. Авраам выслушал повеление Бога молча, не промолвив ни слова. Его ответ Богу был в его поступке. Как часто мы говорим Богу много слов, даем множество обещаний. Мы говорим Ему: «Боже, вот я, пошли меня!» Он отвечает: «Иди». Но мы лишь снова и снова приходим к Нему и говорим эту же фразу: «Боже, вот я, пошли меня!» И каждый раз Бог отвечает нам: «Иди». И Бог не будет нас выталкивать за двери, Он ждет от нас не слов, а действий. Именно таким был ответ Авраама. Поэтому и написано, что Авраам верою принес Исаака в жертву. Разве Исаак умер? Нет.
Авраам сказал отрокам, что он с сыном пойдет, принесет всесожжение Богу и после чего они вернутся. Он, что хотел обмануть этих двух отроков? Нет. Писание говорит, что Авраам верил в то, что Бог силен Исаака воскресить и из мертвых, так как Господь не говорил Аврааму более ни о каком другом сыне. Он сказал, что именно в этом самом Исааке благословятся все народы и семя через него умножится. Бог не упоминал ни о втором, ни о третьем Исааке. Значит Исаак будет жить, несмотря на то, что всесожжение подразумевает смерть. И Исаак умер в сердце Авраама, так как Слово говорит, что Авраам принес его в жертву верою. Бог смотрит на сердце.
Бог никогда не желал крови человека. Именно поэтому, от самого сотворения Господь показывает нам работу Искупления. Он открывает нам, что искупление человека придет через кровь. Через кровь будет рождена церковь. И на примере с Авраамом Господь показывает, что это будет совершено через единственного сына. И произошло это на той же горе, где намного позже был распят Иисус. Такая аналогия. И если кто-либо из нас способен понять то, что совершил для нас Бог, отдав Своего Сына на смерть, то Авраам способен это понять, как никто другой. Жертва Иисуса Христа – совершенна. Прошло два тысячелетия со дня смерти и воскресения Иисуса Христа, а Его Кровь и сегодня действует, омывая, очищая и, делая нас свободными от греха: «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» Евр. 9:12.
Однажды, принеся Себя в жертву, Он навсегда воссел одесную Бога. Ему нет нужды больше стоять и ежедневно приносить жертвы, как это делают другие священники. Его дело завершено. Именно поэтому Иисус на Голгофе сказал: «Совершилось!» Ин. 19:30. Это говорит о полноценном завершении всего дела. Ничего добавить уже нельзя. Лучшей жертвы быть не может. Он искупил вину наших грехов. Он искупил тебя и меня от власти греха и смерти, подобно тому, как Исаак был возложен на жертвенник. Авраам возложил на него дрова, которые Исаак сам нес на себе. Подобным образом и Иисус нес на Себе крест на Голгофу. Он нес на себе всю нашу человеческую природу: грехи, вину, позор, стыд, наказание.
Авраам соорудил жертвенник для своего сына. В послании к Евреям написано: «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» Евр. 10:5. Бог-Отец приготовил все для Своего Сына. Он был инициатором. Так и Авраам устроил этот жертвенник для своего сына. Но, идя к жертвеннику, Исаак спросил отца: «…вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Позже, когда Авраам молча начал связывать сына, Исаак тоже молчал. Он понял, что другого агнца не будет. Исаак молчал, когда отец положил его на жертвенник и даже тогда, когда Авраам занес над ним свой нож. Мы всегда обращали внимание лишь на Авраама, на его чувства. Но образ Христа здесь – Исаак. И о Христе написано: «…как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» Деян. 8:32.
Иисусу было очень трудно испить эту чашу, но Он не воспротивился воле Отца. Пророк Исаия пишет, что Он: «страдал добровольно» Ис. 53:7. Исаак тоже страдал добровольно, но что-то обязательно происходило в его сердце. Возможно, он пытался понять, почему из-за отцовской верности Богу он должен был умирать. Но он также не противился воле отца.
Сегодня Бог ни от кого из нас не требует подобных жертв. И тогда Господь не желал смерти Исаака. Поэтому Он послал Аврааму овна, который и был принесен во всесожжение вместо Исаака. На алтаре было приготовлено место Исааку, но его место занял овен. На Божьем суде – место тебе и мне, но мое и твое место занял Иисус. Писание говорит, что: «нет ни в ком ином спасения» Деян. 4:11. Так проявилась Божья любовь к нам. И Писание говорит, что Бог доказывает нам Свою любовь тем, что Иисус умер за нас, когда мы были еще грешниками. И мы видим во Иисусе Христе всю Божью праведность, всю Божью святость и всю Божью любовь. Он взял на Себя все наши грехи.
И если кто-либо сегодня еще не приходил к Иисусу для того, чтобы возложить на Него свои грехи и получить прощение, то еще время благоприятное. Сегодня вы еще можете это сделать. Потому что листья смоковницы, дела человеческие, религия не способны тебе помочь и наладить общение с Богом. Только Иисус может поставить тебя на путь спасения. Только действие Крови Господа может омыть тебя, убелить твои одежды и навсегда освободить от рабства греха.
Слово Божье говорит: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» Ис. 53:4-7.
Господь был мучим за беззакония мои и твои. Он был изъязвлен за наши грехи. Но Бог не спасает сразу всех коллективно, корпоративно. Он спасает каждого человека лично. Он является личным Спасителем твоим и моим. Поэтому Он ждет тебя лично.
В следующей части семинара мы продолжим тему патриархов и коснемся жизни сыновей Исаака – Исава и Иакова.
Комментарии: