Послание к Пергамской церкви
«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» Откр. 2:12-17.
См. статью: «Послания семи Церквам»
Хронология
Мы всегда рассматриваем Божье Слово в пророческом и историческом контексте. Исторически можно разделить жизнь Божьей Церкви на семь периодов: первый период – Ефес, затем Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия, но нас интересует именно пророческий контекст.
Период Пергама отличается от периода Смирны. Если мы обратим свой взор на Антипу, последнего мученика периода Смирны, но который упоминается в послании к Пергаму, то становится ясно, что на самом деле пророческий период Смирны заканчивается именно в Пергаме. Пророчески, период Смирны начался еще во времена Ефеса и закончится только в Пергаме, так как вне зависимости от исторического времени, периоды идут внахлест.
Библия говорит, что первым мучеником был Стефан, а согласно историческому контексту Стефан жил в период Ефеса, а Антипа жил в период Пергама, но для них самих и им подобных – все это был период Смирны, период страдания и смерти. В период Пергамской церкви, во времена которого жил мученик Антипа, упоминается о «престоле сатаны». Это относится к правлению, которое обрела неверная церковь, начиная с этого периода времени. В результате, закончились гонения против Церкви, так как она больше не представляла угрозы для работы врага и историческая церковь начала себя обустраивать в контексте церковной структуры.
Что характеризовало Пергамскую церковь
То, что произошло в Пергаме, было следствием событий произошедших в Смирне, что в свою очередь являлось результатом сложившейся ситуации в Ефесе. Та часть семени, которая упала при дороге, среди камней, в тернии, среди плевел, являющихся противостоянием пшенице, в Пергаме, произведет необратимый эффект, который именуется, как разделение ценностей.
В 312 г. император Константин издает Миланский эдикт о веротерпимости, в результате чего Церковь объединяется с государством. Это была новая стратегия врага. Он меняет схему, так как увидел, что не смог победить Церковь, и что вопреки всему, она все больше росла. Таким образом, он заключает брачный союз, этот извращенный (перевернутый) брак, именно такое значение имеет слово «пергамо». Это брак двух абсолютно отличающихся друг от друга вещей. И это послание к Церкви, которая будет переживать период подобного брачного союза.
Кроме того, этот период охарактеризован тем, что в Пергаме стоял «престол сатаны», что означало, что в Церковь будет привнесено служение плоти. В Церкви будет присутствовать что-то от Господа и что-то от человека. Это тот самый случай, когда вера внутренняя перейдет в веру внешнюю. В этот период все то, о чем говорилось в притче о пшенице и плевелах, в полной мере проявилось в Церкви, среди которой произошло смешение христианства и язычества. Константин на этот счет имел свой политический интерес. Получив в свое распоряжение верность христиан, он желал добиться полной власти над империей, так как христиане были расположены в разных уголках страны. Константин стал назначать христиан секретарями, представителями в разных областях, и, таким образом, они приносили разного рода информацию напрямую правителям. Он привнес вовнутрь христианства человеческую массу, которая была заражена язычеством. А для того чтобы все выглядело правдоподобно, Константин и сам принял водное крещение.
Это был перевернутый брак. Потому что целая серия ценностей из язычества была адаптирована под христианство. Действие противостояния заключалось в том, чтобы объединить огромное количество язычников со сравнительно небольшим количеством христиан. В результате это принесло проблему Работе Божьей. Христианская структура растворилась, она попросту исчезла. И все это произошло благодаря подобному брачному союзу. Для такой смешанной Церкви Иисус описывает Себя, как Имеющий меч обоюдоострый, меч, который разделяет. Поэтому когда Иисус обращается к Пергамской церкви, Он говорит: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» Откр. 2:12. Меч, который разрезает с обеих сторон, необходим для того, чтобы отделить то, что исходит от Господа, от того, что не исходит от Господа. Этим обоюдоострым мечом, является Слово Божье.
Как появился на свет подобный брак? Если в какой-либо провинции происходило восстание, то император незамедлительно отправлял туда свои войска для его подавления. Там проливалось много человеческой крови. Но со времени рождения Церкви количество христиан заметно выросло. И император Константин отдавал себе отчет в том, что если восстанут христиане, то ему придется столкнуться с большой людской массой, которая при этом не боится смерти. Правители так же понимали, что если христиан не победить силой, то их можно победить другим способом, а именно, объединиться с ними. Это и стало причиной подобного брака.
Большого труда не составляет разбавить, к примеру, миллион христиан 50-ю миллионами язычников, который в скором времени растворится и практически исчезнет. Именно это и произошло, благодаря двум событиям: Никомидийскому эдикту 311 года, выпущенному императором Галерием и, как мы уже отмечали ранее, Миланскому эдикту 312 года, составленному императорами Константином и Лицинием. Подобное радикальное изменение правительства Римской империи на первый взгляд кажется просто прекрасным, так как теперь лишь только христианин мог стать частью империи, но все было совсем не так, как кажется. Теперь все стали называться христианами.
И самое ужасное, что смешанное христианство вынесло из этого перевернутого брака, это то, что человек становится христианином после водного крещения. Появилась новая доктрина, которая учила о том, что для того, чтобы стать христианином, надо просто-напросто принять водное крещение. В то время, согласно декрету, любой язычник становился христианином, просто, покрестившись в воде. Это продолжается и сегодня. Но мы знаем, что христианином человек становится через переживание нового рождения. Сегодня, традиционный христианин, а иногда даже евангельский, думает, что он имеет спасение, лишь потому, что родился в верующей семье. Лютеране считают, что если умрет ребенок, который не был крещен, то он попадет в ад. И они говорят, что если ребенок родился у верующих родителей, то спасение достается ему по наследству. Эта ложь началась в Пергаме.
Все вошли в воду, да так, что воды не хватало на такое количество людей. Но где же было место для нового рождения, нового творения во Христе Иисусе? Божий проект спасения – это новое рождение человека, рождение свыше.
Доктрина
Рассмотрим аспекты послания к Пергамской церкви. В Писании мы читаем следующие слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» Откр. 2:12. Здесь отражено славное звание Господа Иисуса в этот период времени – «Имеющий острый с обеих сторон меч». Господь послал верным Свое Слово, которое всегда поможет отделить ложь от истины, плевелы от пшеницы. Доктрина уже стоит на ногах, она не поменяется.
Мученичество
То, что происходило в период Пергама, мы видим из следующего стиха Библии: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» Откр. 2:13.
Церковь, которая имела имя Господа, не отвергла Его имени. Антипа служит примером верности, несмотря на то, что большинство людей перестает быть частью Верной Церкви, которая, преодолевая страх и ужас, жила во времена гонений. Через этот факт Господь желает показать, что верные Его слуги будут оставаться всегда, хотя их количество будет уменьшаться. Несмотря на действующий Миланский эдикт, на имперские привилегии, некоторые христиане, включая и самого Антипу, были убиты в этот период Церкви. Но Господь и впредь будет продолжать рассчитывать на Своих верных.
До смерти Антипы Церковь не отрекалась от веры. Он был последним верным свидетелем Смирнской церкви. Но вера исчезла со смертью Антипы. Истинная вера, существовавшая в Пергаме, закончилась. Наступило время правления неверной церкви, и время жизни в катакомбах истинно верующих слуг Божьих прекратилось. Именно с этого момента начала свое существование новая структура, появился престол, и кто-то другой вместо истинного Бога воссел на нем. Иисус назвал этот престол «сатанинским».
Это было начало человеческого правления в церкви. Именно в этот момент церковь провозгласила о том, что Мария – «царица небесная». Это Пергамская структура. Она взяла истинное семя веры, которое сосредоточено на внутренней жизни и бросило его на поле интересов человеческой религии. В этот период церковная структура сильно выросла. Были поставлены епископы в Риме, в Константинополе, в Александрии, в Иерусалиме, на Иберийском полуострове. Постепенно Церковь превратилась в хорошо структурированную организацию, поэтому, когда в 476 году Западная Римская империя пала, и народы, населявшие ее, не смогли создать вселенскую форму правления, то это сделала церковь. Именно церковь на тот момент уже имела необходимую структуру для того, чтобы править миром. Это было чрезвычайно успешное действие врага и «перевернутый» брак полностью оправдал себя. Поэтому Иисус говорит, что Пергамский период будет являться большой проблемой для Верной Церкви. В течение всех оставшихся пророческих периодов, Церковь Божья будет страдать из-за противостояния Пергамского периода.
Притча о горчичном зерне
Смерть Антипы характеризует окончание одного из пророческих периодов. Мученический, пророческий период начинается еще в Ефесе со смерти Стефана, и заканчивается в Пергаме смертью Антипы. Это определенный пророческий период и к этому периоду имеет отношение притча о горчичном зерне.
«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» Мф. 13:31-32.
Горчичное зерно говорит о концентрации жизни, которая была внутри этого самого малого зернышка по сравнению с другими. Этим зерном была истинная вера до Пергамского периода. Но притча говорит, что один человек посеял это зерно на своем поле. Что это за поле? Это поле человеческих интересов, интересов религии. И что теперь будет происходить с этой внутренней концентрацией жизни, которая была сокрыта внутри горчичного зерна? Истинная вера в нем умрет. И вера умерла вместе с Антипой. Когда Церковь перестанет иметь концентрацию жизни внутри, то она перестанет быть Телом. Церковь превращается в выражение веры внешней, показной, рожденной в деле творения. Такая церковь представляет собой уже не Тело, а хорошо слаженную структуру.
Поэтому, когда зерно умирает, на его месте рождается большое дерево. Практическая вера умирает, превращаясь в веру теоретическую. Дела, в которых кипела жизнь Христа, были брошены на поле интересов религии, культуры, литургии. Вера превращается в интеллектуальное, рациональное занятие, которое защищает интересы человека. Когда вера принимает только внешние параметры, то близкие, искренние отношения с Богом прекращаются. И с этого момента вера становится чисто философской. Если Иисус не являет Себя в делах веры, то это вера философская, теоретическая. Бог никогда не действует среди религии, придуманной человеком. Бог действует согласно Своего плана, рожденного в Вечности задолго до появления человека.
Что будет происходить далее с этой структурой? Подобно большому дереву она будет привлекать к себе птиц небесных. Для многих людей это дерево будет местом, где они начнут устраивать себе гнезда. Но мы должны помнить о том, что дерево предназначено для того, чтобы приносить плоды, а не для того, чтобы давать место птицам, которые разрушают его плоды и гадят. Птицы – это интересы, которые имеют место в религиозной структуре. И именно они не дают места плодам Духа.
Иными словами говоря, человек берет веру, подаренную ему Богом из Вечности, и сеет ее не на Божьем поле, а на своем собственном поле, на поле своих интересов. Для примера: Бог использует брата в даре исцелений, а он использует этот дар на поле своего материального интереса. Он молится за человека, тот получает исцеление и в благодарность позволяет брату бесплатно отовариваться в своем собственном продуктовом магазине. Что произошло?
Вера, которая является внутренней и представляет собой малое семя, была выставлена напоказ. Что ты можешь разглядеть в горчичном семени? Это самое малое из всех семян. Горчичное семя, на которое ссылается Господь – сокрыто. Ты проходишь мимо и не замечаешь его. Никто не должен выставлять веру, как внешний, всем видимый элемент. Почему? Потому, что вера не от нас, это Божий дар.
Внутри семени существует скрытая жизнь. Жизнь, которая сокрыта внутри семени – это подарок Господа, и это не то, что может быть выставлено на внешнее обозрение толпы.
Действие врага
То, что в предыдущем периоде Церкви было плевелами, теперь вливается и перемешивается с тем, что является Божьим. Вера заменена ложными доктринами. Почему это пришло в жизнь Церкви? Это было сделано для того, чтобы аннулировать жертву Иисуса. С этого момента начинают возникать догмы. Это облегчило жизнь язычнику, для которого все было божеством. Он верил в солнце, в луну, в животных, в реки. Поэтому, верить в Марию, Петра, Иоанна было гораздо легче. Именно этого добился император Константин. Он привнес язычество в христианство. И все были этим довольны.
Но Иисус упрекает в этом церковь: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» Откр. 2:14.
В этот период начинается формирование церкви, когда всякого рода ереси атакуют ее. Церковь принимает и усыновляет идолопоклонство, тогда впервые появились папы церкви. Церковь стала устраивать праздники для своих пап, точно так, как язычники устраивали праздники своим идолам. Таким образом церковь пыталась привлечь в свои ряды язычников.
Валаам – это языческий пророк, которому платил языческий царь Валак, чтобы тот пророчествовал против Израиля и научил идолопоклонству сынов Израиля. Структура валаамства начала свою деятельность в период смешанной церкви. Именно в этот период, церковь стала продавать духовные ценности, вплоть до спасения. Продажа индульгенций, прощение грехов, как раз входит в процесс валаамствования.
Выражение: «любодействовали» – говорит о поклонении другим богам, которые не являются истинным Богом. Итак, в Пергаме, церковь возьмет все доктрины и трансформирует их на материальном поле. Месса будет материальной, спасение будет материальным. Человеку нужно будет покупать свое спасение. Просто покупаешь индульгенцию, и ты спасен. Индульгенция – это прощение данное самим папой. Это и возмущало Господа.
Итак, Валаам – это распродажа «святых» вещей. Были люди, которые торговали спасением. Саксонский монах Иоганн Тецель торговал индульгенцией под девизом: «Как только монета зазвенит на дне кружки, душа выпрыгнет из чистилища». Подобное продолжается и до сего дня, только сегодня это делают евангельские верующие. В Божьей Работе материальные вещи подчиняются духовным. «Имеем, как не имеющие ничего». Одна из вещей, которой Господь учит Церковь – это управлять материальными благами под руководством Святого Духа.
Но почему церковь начала продавать эти «святые» вещи? Она планировала править миром, а для этого ей нужны были материальные ресурсы. Она пыталась обрести мировое могущество. Ей в короткий срок нужно было создать феодальную структуру, чтобы влиять на нации. При феодальном строе так все и было. Церковь имела силовую власть над народами. Эта власть была как политической, так и религиозной. В этот период правители церкви считались непогрешимыми людьми и поэтому имели абсолютную власть.
Еще Господь упрекает Церковь за доктрину Николаитов: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу»Откр. 2:15.
В послании к Ефесской церкви, Господь уже выражал Свое негодование в отношении Николаитов. Именно в Ефесе, находился зародыш николаитства. Когда это появлялось в Ранней Церкви, верные верующие ненавидели это. А здесь в Пергаме, это уже трансформировалось в учение Николаитов. Ранее это было обычным делом, теперь это уже стало учением. От дел до учения произошел целый процесс. Самая большая проблема из-за учения Николаитов заключалась в том, что на свет появилась целая каста священников, которая правила по законам Ветхого Завета.
В период Пергама, церковная система управления уже сформировалась, церковь выросла. Но выросла она путем собранных ложных ценностей, а не при помощи клеточного роста живого тела. Тогда церковь была управляема 5-6 главами священников – епископов и дошло до того, что один из епископов Рима взял на себя вселенскую власть. С того момента он начал называться папой. Вся власть в тот момент была сконцентрирована в Риме. В этот период произошли факты, о которых история нас оповещает: Константинополь, разделение, создание ортодоксально-православной церкви. Это исторический контекст и эта история вполне объясняет слова Господа: «учения Николаитов, которое Я ненавижу».
Но, несмотря на все события, происходящие в истории Церкви, всегда была Верная Церковь, всегда был верный народ и управление Верной Церковью, всегда осуществлялось Святым Духом. Господь всегда, во все эпохи хранил верный остаток, поэтому мы, сегодня живы. Господь пророчески показывает, что по-настоящему действует не история, не человек в своем стремительном беге, не человеческое усилие, а Божья сила. Господь присутствует во всем ходе истории, и Он знает обо всем, что происходит. Он всегда управлял тем, что дал Ему Отец, а именно, Своей Церковью.
Оружие врага
Пергамская церковь жила доктриной Валаама, т.е. лжепророчеством. Валаам пытался пророчествовать против Израиля. Поскольку у него не получилось проклясть Израильский народ, Валаам научил Валака как соблазнить сынов Израилевых. Для чего это было нужно? Для того чтобы Божий народ принимал в пищу идоложертвенное и прелюбодействовал. Как же это произошло?
Валаам посоветовал Валаку совратить сынов Израилевых прелестями моавитянок, соблазнить их служением отвратительному Ваалу и, таким образом, раздражать Бога. Этот злой совет произвел желаемый результат. Именно это и произошло с Церковью. Она стала питаться идоложертвенным и начала прелюбодействовать, поклоняясь идолам, известным под именами различных «святых».
Учение Николаитов было в какой-то мере политическим управлением Церковью. Церкви в Пергаме нужно было управлять своим материальным имуществом, подготовить все необходимое для Фиатирской церкви, которая шла следом, чтобы продлить свой период до тысячи лет. Поэтому было необходимо формировать кадры внутри Церкви, чтобы они правили в течение тысячелетия, и смогли перенести небеса на землю. И все верили в эту возможность.
Несмотря на то, что периоду Пергама исторически соответствует где-то 200 лет, а Фиатире примерно 1000 лет, Бог в Пергаме дает обетование, что там, впереди, Он разрушит эту структуру. И оружие, которое Он будет использовать – это меч из уст Божьих. Бог пророчески показывает то, что произойдет при Реформации XVI века.
Обетование
Господь дает обетование Пергаму перед началом Фиатирского периода, и первое, что Он говорит, это то, что Он сразится с этой структурой при помощи откровения: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» Откр. 2:16.
Меч – это Слово Божье. Поэтому мы переживаем, чтобы Божье откровение всегда было среди нас. Ведь даже те, которые были крещены Святым Духом, но затем стали двигаться вперед, руководствуясь своим разумом и опытом, не смогли сразиться с этой структурой и противостоять ей, а наоборот, многие из них объединились с ней. Сегодня можно видеть, что группы, которые вышли из католицизма после Реформации XVI века, снова возвращаются в католицизм. Это происходит только потому, что они не имеют Слова из уст Божьих, не имеют Откровения.
Великое сражение произошло во время религиозной Реформы XVI века. Поэтому Господь дает обетование Церкви: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну». А этой сокровенной манной является Открытое Слово, то Слово, которое питает истинную веру, и позволяет приносить духовные плоды. Это как раз то, что умерло в Пергаме. Манна была сокрыта, Слово было сокрыто, сокровище было сокрыто в поле, горчичное зерно было сокрыто, вера была сокрыта. Бог посылает Открытое Слово для Церкви последнего времени.
Снова возникает вопрос: почему «сокровенная манна»? Потому что в период Пергама Валаам учил принимать в пищу идоложертвенное. Период Пергама являлся переходным периодом. Все язычники, которые обращались по закону императора, были обращены номинально, то есть формально. У них не было никакой духовной жизни. И те христиане, которые не имели духовной жизни, новообращенные, шли на празднования к языческим богам, как и те, которые сегодня пекут куличи на пасху.
Что же церковь предпринимала для того, чтобы эти «новообращенные» не шли к язычникам? Она создала в своих рядах «святых» посредников: «Святой Иоанн», «Святой Петр», «Святой Николай». И эти же языческие праздники были трансформированы в христианские. Каждый «святой» имеет свой идолопоклоннический праздник, где ему поклоняются и совершают определенные обряды. Но для нас Бог имеет «сокровенную манну» – хлеб жизни. Поэтому мы отходим от разума, от теологии. Наша цель – видеть то, чему учит Дух Святой.
«…и дам ему белый камень» – камни использовались на суде того времени для того, чтобы показать, виноват обвиняемый или невиноват. Белый камень говорит об освобождении, об оправдании, обо всем, на что верующий имеет право. Но этих прав у человека не было, т.к. он был крещен из язычника в христианина силою закона. Белый камень имеет отношение к оправданию верой. И этот момент, как раз является одним из 4-х тезисов Лютера, который защищался религиозной Реформой того времени: «Праведный верою жив будет».
«…и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» Откр. 2:17. Теперь, человек обретал это право, так как теперь он имел переживание новой жизни, нового рождения. Это было новое имя, это было обетование, которое давал Господь. Для того чтобы быть христианином, не надо иметь этикеток, христианского имени, формального крещения или становиться частью Римской империи, но необходимо иметь переживание нового рождения.
Новое имя – это новая Работа, которую Господь будет совершать – это великое пробуждение по всему миру. Это новое проявление Духа Святого в новое время. Новая Работа, которую никто не знает, кроме тех, кто получает ее, а получают ее от Святого Духа. Поэтому, эта новая Работа, никогда не будет противоречить той библейской доктрине, которая была сформирована и утверждена еще в период Ефеса.
Таким было обетование Господа для верных слуг Божьих!
См. статью: «Послания семи Церквам»
Комментарии: