Послание к Ефесской церкви
«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» Откр. 2:1-7.
См. статью: «Послания семи Церквам»
«Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников». От самого первого послания и до последнего Господь Иисус начинает с того, что представляет Себя. Это говорит о том, что Он жив и всегда присутствует в Церкви в каждый ее период времени.
Хронология
Ефесский период длился примерно до 100-го года н.э., но он не закончился сразу, не исчез, его действия продолжались, переплетаясь и с периодом Смирны. И так от Смирны до Пергама и т.д.
Борьба за доктрину
Из Слова нам становится ясно, что Господь контролирует ситуацию в Церкви, Он знает ее дела. Дела Ефесской церкви не являются делами Ветхого Завета, это дела, которые совершала Церковь под руководством Духа Святого. В книге Деяния описана Работа Святого Духа, которую Он совершает через жизнь апостолов, так как правление в Ранней Церкви не принадлежало апостолам, оно принадлежало Духу Святому.
Послание к Ефесской церкви относится к периоду, который является началом Работы Святого Духа. Когда мы возвращаемся к прошлому, мы понимаем все то, что происходило в Ранней Церкви, и за что она сражалась. Церковь должна была быть утверждена и отлажена, она была открыта для мира и входила в новую стадию.
Первые христиане имели глубокие переживания с Господом, так как в Церкви было прямое действие Духа Святого. Это было очень важно, так как Церковь должна была сражаться с религиозными людьми того времени, вооруженными полным арсеналом религии. Действие и проявление Духа Святого является очень важным и для нас сегодня, так как борьба с религией продолжается, это также и наше сражение. Религия всегда говорила о Боге, всегда имела Библию, форму служения, свою систему жизни, организацию, цель. Ранняя Церковь должна была со всем этим бороться, и ее борьба главным образом была направлена против древней доктрины.
Когда Иисус был послан на землю Отцом, в это время в Израиле был прочно укоренен иудаизм. Главная проблема иудаизма заключалась в том, что религиозные люди не могли осознать тот факт, что наступивший период больше не являлся периодом закона, а был периодом благодати. А так же и то, что спасение уже было не по делам, но по вере. Пришел новый «элемент», который должен был все поменять, потому что они жили тем, что видели, что могли осознать своим разумом. Духовное благополучие для них было синонимом благополучия материального и наоборот.
С другой стороны Церковь должна была противостать язычеству. Что такое язычество? Язычество – это поле, где культивировалась плоть. Доходило до того, что проводились различные служения поклонения римским императорам.
Церковь должна была также преодолевать и другие препятствия. Миром того времени владела Римская империя, поэтому она имела политическую необходимость быть лояльной. Лояльность – характерна для правления того времени. Поэтому тогда проводились культурные массовые мероприятия, с акцентом в частности на физическую культуру (греческое влияние), общую культуру, литературу.
Греческие философы говорили вещи, сильно похожие на евангелие, они говорили о душе, об истине, о любви, о глубоких вещах, и поэтому было очень тяжело проповедовать христианство, говорившее с ними на одном языке. Это та же самая проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, так как и в наше время существует множество людей, говорящих о христианстве, использующих имя Господа. Но доказать, что то христианство, которое проповедуем мы, отличается, от того, что проповедуется в мире очень сложно. Необходимо, чтобы Церковь была утверждена и противостала всем этим напастям.
Еще одной проблемой являлось то, что Церковь состояла из представителей разных этносов, а так же людей малообразованных,которые боялись властей, боялись всего, что двигалось, всего, что их окружало, так как они не знали, как себя правильно вести в обществе. Это были простые рыбаки, малограмотные люди, которые смело говорили лишь тогда, когда их посылал Святой Дух. Исключение составлял Павел, который был человеком образованным, но, тем не менее, проходившим через все, те же самые трудности и страдания. Постепенно Церковь устанавливается. Это была Церковь, Работу которой Господь принял.
В то время, помимо описанных в книге Откровение церквей, существовали и другие церкви: Коринфская, Галатийская, Антиохийская, где верующие впервые стали называться христианами, Иерусалимская, в которой был установлен апостольский коллегиум, откуда вышли все детали Евангелия. В Иерусалиме произошел первый апостольский совет, зарегистрированный в 15 главе книги Деяния.
Вся доктрина Церкви была сформирована в этот первый период, который называется Ефесским периодом.
Действие врага
Труд врага во все периоды Церкви всегда был направлен на то, чтобы аннулировать доктрину Церкви, полученную через Откровение Святого Духа. Но для того, чтобы аннулировать эту доктрину, установленную в Ефесе, враг должен был сделать одно срочное дело – убить, уничтожить Церковь. Для чего?
В то время общение (передача информации) было,прежде всего, устным, письменных записей было мало. Пергамент для письма был редким явлением и поэтому дорогостоящим. К тому же мало кто умел писать. Апостолы слушали Господа Иисуса и передавали доктрину остальным из уст в уста. Таким образом и передавалась доктрина. Уничтожив верных слуг Божьих, враг надеялся уничтожить и Церковь Божью и доктрину. Все послания Нового Завета были изложены на бумаге лишь к 100 году н.э. Апостол Иоанн запечатывает Новый Завет книгой Апокалипсиса.
Не смотря на все попытки врага, вернуть Церковь к рудиментам Ветхого Завета, доктрина одержала победу и, совершив рывок, была утверждена. Так выжила Церковь. Это было время, когда от Церкви требовалось много труда, терпения и этот период Церкви соответствует притче о сеятеле (Мф. 13:3-8). Она совершила труд сеяния с большой ревностью и осторожностью, хотя и существовало сильное противостояние. Господь также хвалит Церковь за то, что она не может сносить развратных. Она не потерпела менталитет такого рода.
Три врага
«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» Откр. 2:2.
- Развратные верующие – это верующие, чье семя посеяно у дороги.
Церковь различила тех верующих, которые пришли из мира, но не хотели оставить дела мира, мирскую суету. В притче Господа таковые представлены, как верующие у края дороги. Семя не вошло в землю. Это верующие, которые не живут евангелием. Правильно сказать лжеверующие, которые становятся легкой добычей врага. Кто такой развратный? Это – плохо сформированный верующий. Верующий, который не был хорошо наставлен в доктрине, знает Писание только по «букве», не имеет переживаний с Господом. Он находится у дороги. Иисус – это Путь. Верующий у дороги указывает на человека, который не посвящает свою жизнь и себя Господу. Он не идет по пути и не имеет духовного роста. У него нет переживания в Работе – это переживание верующего, которое достигается не за счет чтения Библии, а благодаря его участию в Работе Церкви – Тела, т.е. в Работе Спасения. Каждый новообращенный через короткое время, становится частью этой Работы. Он уже участвует в нуждах группы, имеет опыт общения и помощи другим верующим, хотя и пока не имеет глубокого познания Библии. Но у него есть опыт с Господом, он крещен Святым Духом, через него проявляются дары Духа. Он имеет руководство и попечение в группе.
Итак, развратный – это семя, которое упало при дороге. Это тот, который не растет. Слово – это семя. Семя не попадает к нему в сердце, а попадает в его разум, интеллект, культуру. Он не применяет Слово для того, чтобы повиноваться Слову и чтобы ходить в Откровении Слова.
Одно – это быть на пути, совсем другое – это быть у дороги. Тот, кто находится на пути, тот уже определился в своей жизни, а кто стоит у дороги, тот еще не определился. Такого рода верующих, Церковь не терпела. Ефес это Церковь, которая могла различить верных верующих и неверных. В Божьей Церкви нет места для лжеверующих, потому что они являются легкой добычей для врага. В притче птицы прилетали и с легкостью забирали семя.
- Ложная доктрина – Евангелие плоти.
Подобные верующие представлены в притче неглубокой почвой. Это человек,у которого небольшое содержание (мало земли и глубины), слабая структура, у него нет возможности выдержать испытания, он плохо наставлен. Он не знает, как пробиваться через борьбу, через трудности, чтобы корни могли укорениться. Как только дневной зной наступает, оно увядает.
Ему не нравится большой камень, поэтому реальность христианской жизни очень тяжела для него. Таким людям нужна ритуальность, ложная материалистичная доктрина. Это обобщенный образ современного человека, наполненного религией и мертвым христианством. Ложная доктрина нравится слабым, она стимулирует культ собственной личности, делая человека слишком чувствительным и неприкасаемым. В дни Первоапостольской Церкви большинство людей обращалось из язычества. Их нужно было учить Работе Божьей.
«Испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы» Откр. 2:2. Что это значит? Человек проповедует одно, а сам живет другим. Называться апостолом, но не жить так – это идея лжехристианства. Это теоретическое христианство, христианство догм, ритуалов, религиозной практики, сухое христианство без плодов. Это говорит о семени, которое было посажено среди каменистой почвы. Потому что когда сажаешь семя на каменистой почве, оно сразу же возрастает, но когда нужно продолжать расти – вянет, т.к. земля неглубокая, корни не углубляются и растение не растет. Это говорит о духовно слабых верующих. У них нет переживаний с Господом. Первое испытание, которое приходит, разочаровывает их, любой ветер учения побуждает менять свое мнение. Церковь в Ефесе испытала тех, кто лишь говорил о доктрине, но не жил ею. Установление доктрины необходимо Церкви для того, что бы она имела способность жить во все периоды. В Работе Божьей не было места для неопределившихся, не было места для лжи: «И нашел, что они лжецы» Откр. 2:2.
- Ложь – действие врага.
Верующий – лжец – это семя, которое упало среди терния. Потому что терния говорят об обмане, лжи, грехе. Это человек, который входит в присутствие Божье, но продолжает жить в грехе. Такое семя тоже теряется. На семя, брошенное между терниями, реакция врага была незамедлительной. Он задушил растение. Враг представлен в притче Иофама терновником, так как именно с этим врагом сражалась Первая Церковь. Соблазны, богатства, заботы мира – самые используемые формы для обмана обращенного. Анания и Сапфира этому пример. Они получили свое воздаяние. Подобные верующие, которые называются верующими, но таковыми не являются, подвержены всякому ветроучению, столкнется с субботниками, пойдет к субботникам. Все это происходит из-за того, что нет познания, нет глубины. Ложь имеет отношение к сеянию среди сорняка. Потому что сорняк (терние) – это производная греха, которая заглушает рост.
Что характеризовало Ефесскую церковь
Сеяние говорит об установлении доктрины в Церкви. С первых дней своего рождения Церковь нуждалась в том, чтобы апостолы сделали ударение на доктринальных вопросах. Иногда нужно было дисциплинировать людей, вразумлять, воспитывая Церковь через послания, призывая к вниманию. Например, Павел написал два письма Коринфской церкви для того, чтобы там были утверждены доктрины. Это как раз таки и являлось сеянием семени.
Церковь в Ефесе, это Церковь где была установлена доктрина. С одной стороны там было три меры муки, которые были потеряны, но с другой стороны там была и хорошая земля, которая хорошо приняла семя. Она была в состоянии производить обильный плод – 30, 60, 100 крат. Доктрина была установлена, было питание, Церковь утвердилась, она была полностью установлена. Та манера, которую апостолы использовали в установлении доктрины, была необходима на тот момент, чтобы проявить настойчивость.
Например, в послании Галатам Павел пишет: «вы начали в духе и заканчиваете плотью». Они хотели заменить благодать законом. Поэтому ударение в Ефесе было поставлено на Духе Святом. Тот, Который имеет в Своей руке 7 звезд – это говорит о том, что Он не выпускает доктрину из руки Своей. Церковь нуждалась в том, чтобы быть наставленной.
Именно в период Ефеса был отмечен тот факт, который существует в Работе Божьей до сих пор: Работа Святого Духа пребывает во всей полноте лишь там, где Церковь хорошо наставлена в здравом учении. Когда мы говорим о здравом учении, мы имеем в виду доктрину, Открытую Святым Духом. Поэтому нам дано обетование: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» Откр. 2:7. Это дерево жизни питает нас, от его плода мы живем – это Откровение Святого Духа. Это то, что дает жизнь Телу, богослужению, хвале, которую мы воспеваем Господу. Это то, что дает жизнь тому образу жизни, которым мы живем.
В Ефесе сначала имело место переживание с Богом, и только потом установление доктрины через апостолов. Это и есть настоящая Работа Святого Духа. Первостепенная задача заключалась в том, чтобы привести сначала людей к переживанию с Богом, а уже потом учить их и наставлять в доктрине. Совершенно неправильно, вначале учить людей доктрине, а потом пытаться привести их к переживанию с Богом. Только после переживания с Богом люди будут способны принять доктрину. Поэтому очень важно, чтобы, вначале было действие Святого Духа в жизни человека, и только потом наставление в доктрине. Это было у Ранней Церкви.
Притча о сеятеле
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» Мф. 13:3-8.
Мы видим в первой притче из 13 главы Евангелия от Матфея, притче о сеятеле, всю характеристику Церкви первого периода: труд, терпение, страдание.
В чем заключается борьба сеятеля? Это труд, страдание и терпение, которое заключается в ожидании того момента, когда семя прорастет и принесет урожай. Сеятель не ожидает, что будет собирать урожай на следующий день после посева. Он должен будет ожидать месяцы для того, чтобы увидеть результаты своего труда. Ему необходимо дождаться дождя. Человек должен много трудиться, заботиться об урожае, не смотря на выходные и праздничные дни. Потому что, если он не будет заботиться об урожае, он не соберет его никогда. Для сеятеля не бывает выходных, которые так любят горожане. Ты знал, что агроному не нравится поле? Ему нравится асфальт, верхний этаж, компьютер и телевизор.
Сеятель должен ожидать, он должен быть терпеливым. Он страдает от непогоды, от животных-вредителей, от сорняков и колючек. Церковь сталкивается с этими проблемами и побеждает их. Там должна была быть установлена доктрина, так как Церковь начинает свое путешествие во времени. Теперь, она продвигается ко второму периоду, периоду Смирны. Теперь Церковь будет жить доктриной, которой она научилась в Ефесе.
Заключение
Урок этого периода заключается в том, что Церковь реагировала и отвечала на сражения, которые переживала, отстаивая доктрину, установленную тут же в первом веке. Цель доктрины Церкви на протяжении всего времени ее существования – повергнуть на землю все то, что не от Господа.
Учение и наставление не относится к форме, установленной людьми. Например, привычки, традиции, когда тебе говорят о том, что можно делать, а что нельзя, что запрещено, а что разрешено. Это все вопрос привычек и традиций. Многие церкви привычки и правила, выработанные людьми, называют братским учением. Но это не является хорошим или правильным опытом. Конечно, необходимо серьезно относиться к вопросу привычек, когда речь идет о людях, имеющих ответственность в церкви. С такими людьми необходимо беседовать и поправлять, так как они являются примером для церкви и должны отражать то, что лишь соответствует воле Божьей.
Поэтому Церкви в период Ефеса, Господь говорит о труде, который она совершила, и что Богу эта Работа была приятной. Но было и то, что нужно поправить: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» Откр. 2:4. Всегда будут существовать те, кто легко может поменять благословения Господа на ценности этой жизни. Враг от самого первого дня Церкви ведет параллельно свою работу, ослепляя умы человеческие.
Мы приходим к заключению о том, что доктрина пришла после пережитого опыта с Богом, что прямо противоположно тому, о чем проповедуют лучшие христианские религии.
Радостно наблюдать, как верный остаток, который получил и пережил доктрину, уверенно направился в период Смирны, встретив там множество испытаний и под флагом нашего Господа Иисуса Христа, одержав еще одну победу над врагом. Мы также понимаем, что Церковь, водимая Господом, сможет преодолеть все препятствия современного периода и победить.
Итак, Верная Церковь укрепляется, направляясь в Смирну, а неверная, под действием испытаний оставляет первую любовь, охладевает, наполняясь тщеславием, и падает.
Следующий период – это период Смирны, который является решающим моментом для Церкви. После того, как Церковь была утверждена, враг решает уничтожить христиан, видя, что преследованиями он не может добиться желаемого результата. Заканчивая Свое послание к Ефесской церкви, Господь говорит: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» Откр. 2:7.
Итак, победителем в Божьей Работе является тот, кто принес плод. Земля, которая приняла семя и принесла плод. И этот плод победы – Побеждающему. Послание к Ефесской церкви дает нам определенный опыт и переживания. Потому что через послания апостолов, через их труд в Ефесе устанавливается доктрина, а вСмирне Церковь уже будет жить этой доктриной, учением Апостолов.
Ефес и Смирна будут переживать пророческий момент, который очень схож между собой. И этот способ, благодаря которому учение апостолов будет жить в Смирне, ведет Церковь через великое страдание и смерть.
См. статью: «Послания семи Церквам»
Комментарии: