Молитесь, чтобы не впасть в искушение
«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его…» Лук. 22:39-47.
Сегодня мы сделаем в слове несколько акцентов и особое внимание уделим словам Самого Христа. Итак, по обыкновению, Иисус пошел на гору Елеонскую, и Его ученики последовали за Ним. Когда же они пришли на место Иисус сказал им: «…молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» Лук. 22:40-41.
Иисус не только сказал Своим ученикам, чтобы они молились, но Он и Сам поступил так же. Иисус знал о том, чему надлежит произойти, и что Он будет предан. Но Он не стал ни о чем предупреждать Своих учеников или давать им подробные указания о том, как им поступать, когда Его схватят. Наступил уже тот момент, когда не надо было больше никаких инструкций кроме самой важной. Он знал о том, какая сила заключена в молитве. То же касается и нас. Мы должны сегодня услышать слова Господа в своем сердце: «молитесь, чтобы не впасть в искушение». Эти события с некоторыми особенностями и деталями также описаны и в других Евангелиях.
Для Иисуса это был весьма трудный момент. Он молился, но написано, что Его душа тосковала, и Сам Он смертельно тосковал: «находясь в борении». Пот Его был как капли крови. Это не была обычная молитва, не была молитва благодарения Богу-Отцу или молитва славословия. Это была молитва, в которой присутствовало сильное духовное противостояние. Ангел с неба пришел, чтобы укрепить Иисуса, и Он молился еще усерднее. Он не перестал молиться даже после того, как Ангел Его укрепил. Внутренняя борьба не прекратилась. Он продолжал молиться еще прилежней, хотя был во плоти, как и все мы. Он так же скорбел и тосковал, Ему так же было тяжело, и Он молился Отцу. Возможно, эта молитва Иисуса была немногословной, в которой было сказано не так много слов. В других Евангелиях говорится, что Он, произнеся Свои слова, шел будить учеников, после чего возвращался и говорил то же самое. Иисус повторял те же самые слова несколько раз, но Он стоял перед Богом-Отцом.
Библия говорит, что это длилось около часа: «…так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Мф. 26:40. Мы никогда не говорим о том, что нам необходимо проводить в молитве столько-то минут или часов. Но, в тот момент Иисус сказал Своим ученикам эти слова. Это, наверное, был решающий час в жизни и в служении Иисуса Христа, где Он стоял в молитве перед Богом, и Ангел с неба приходил укрепить Его. Для учеников это время также являлось ключевым, так как Иисус не хотел, чтобы они пропустили или проспали Его. Он сказал им: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» Мф. 26:41.
В Слове Божьем мы читаем, что ученики Иисуса уснули от печали. Они были опечалены. Каждый из нас когда-то переживал подобное состояние. Очень редко в таком состоянии хочется молиться, взывать к Богу. Скорее в этом состоянии ничего не хочется делать или же просто лечь и спать. Вот ученики Христа и уснули. Библия говорит: «…у них глаза отяжелели» Мф. 26:43. От тоски и печали ученики заснули. Иисус же, превозмогая все, продолжает молиться в этой борьбе. Наша жизнь, конечно же, не сводится только к одному часу, но бывают и у нас такие моменты, когда мы, превозмогая все, должны молиться Богу час, а может и более того.
Иногда, и пребывая в печали, необходимо стать на молитву, и бороться так, чтобы Ангел с неба пришел и укрепил нас. Чтобы, укрепившись, мы могли молиться еще прилежнее, не позволив нашим глазам отяжелеть и уснуть. Нельзя позволить печали и плоти взять верх. Иисус победил и дал нам возможность разделить эту победу с Ним. Иначе, как и Его ученикам в тот момент, нам нечего будет Ему ответить. И что ученики могли Ему сказать? Но Иисус не желал их ни в чем упрекать, Он лишь хотел их разбудить. Он желал помочь им в это нелегкое время приблизиться к Богу, чтобы и они смогли получить силу от Небесного Отца.
Иисус имеет власть пробудить нас сегодня. В книге Песня Песней Жених говорит Своей невесте: «…встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» П.Песн. 2:10. Наша плоть часто устает на пути следования за Христом, мы нередко ослабеваем, перестаем быть крепкими, сильными в своих молитвах. Но Господь пробуждает нас любя. Столько тем для молитвы сегодня имеет Церковь. Люди в этом мире пребывают в отчаянии, в страданиях, в переживаниях. У нас всегда есть, о чем подвизаться Богу. Сегодня мы живем в последнее время, а Библия говорит, что это: «…время злое» Мих. 2:3. А где взять силу Церкви в это последнее и непростое время?! Только у нашего Господа Иисуса Христа, склоняясь перед Ним в молитве. Иисус стоял перед Отцом в молитве и за Себя, и за Своих учеников. Он пробуждал их и побуждал делать то же самое. Да не ослабеют наши руки и да не оскудеет наша вера!
Написано: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» Лук. 18:1. Иисус предупреждает, что нам не следует унывать, так как уныние может помешать нашей молитвенной жизни. Далее в этой притче Иисус повествует о вдове и неправедном судье. Вдова просила у судьи помощи, и так как она приходила к нему с просьбой много раз и докучала ему, он все-таки за нее заступился. И вот какой итог подвел Иисус после этой притчи: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь хотя и медлит защищать их?» Лук. 18:7. Написано, что не просто молящихся Ему, но: «вопиющих к Нему». Как часто вопиющих?! «день и ночь». Нам, как избранным Божьим, необходимо иметь этот же опыт и вопиять к Богу день и ночь: «хотя и медлит защищать их?»
И самый важный здесь стих гласит: «сказываю вам, что подаст им защиту вскоре…» Лук. 18:8. Аминь! Молитвы Церкви – это не пустые слова, это не пустой звук или вопль. Господь говорит: «подаст им защиту». Итак, молитесь и не унывайте, потому что Господь: «подаст им защиту вскоре». И, хотя Господь и медлит, но Он подаст эту защиту вскоре. Аминь!
Еще один хороший пример для нас и еще одна притча из Евангелия от Луки: «И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба … а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе» Лук. 11:5,7. Далее Иисус говорит следующие слова: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» Лук. 11:8. Сколько даст?! А сколько просит столько и даст.
Мы – друзья Богу. И мы должны стараться сохранять эти отношения, всячески поддерживая их, но иногда важна и наша неотступность. Поэтому Иисус говорит: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» Лук. 11:9. Эти слова мы уже хорошо знаем. Отворят! Найдете! Получите! Дружба важна и неотступность наша также важна.
В служении Церкви нужна и тихая молитва, и вопль нужен. Все это грани молитвенной жизни Церкви. Поэтому ученики просили Господа: «…Господи! научи нас молиться…» Лук. 11:1. Нам необходимо, чтобы Господь Сам учил нас молиться. Этому невозможно научиться по учебнику. Дух Святой должен направлять нас в молитве, научая разрывать перед Господом свои сердца, а не свои одежды, помогая нам находить те слова, которые мы можем сказать нашему Богу.
Об Иисусе Христе в Библии говорится следующее: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» Евр. 5:7. Будучи во плоти Иисус приносил молитвы Отцу Небесному даже не просто с воплем, а с сильным воплем и со слезами. И это были не только молитвы, но и моления. Разница здесь в том, что молитва – это когда мы помолились о чем-либо раз или может быть два, а моление – это когда мы пребываем в молитве постоянно.
Нам также не стоит стыдиться своих слез, когда мы обращаемся к Богу в молитве. Иногда это происходит благодаря прикосновению Слова Божьего к нам, или особенному прикосновению Духа Святого, либо какого-то другого действия, когда Бог обличает, успокаивает или утешает нас. Слезы могут идти от нашего отчаяния, из-за нашей сокрушенности перед Господом.
Слезы Церкви, которые излиты перед Господом в молитве – прекрасны перед Богом, так же, как и вопль Церкви. Все это ценно в Глазах Божьих. Сам Иисус поступал так, Он жил так, так молился. Церковь – Его невеста, Тело Христово должно тоже переживать нечто подобное. Мы должны молиться, должны поститься, должны вопиять к Богу, должны плакать к Богу, должны проводить время с Богом: час, а может и больше. Написано: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. 5:17. В этом сегодня должно заключаться наше желание и наше стремление, как Церкви Божьей.
Обратите внимание на псалом Давида, который он написал, будучи в пустыне Иудейской. Пустыня – это очень жаркое место, где можно весьма быстро погибнуть без воды. Давид пишет: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» Пс. 62:2-3. Чего человеку хочется в пустыне? Очевидно, чтобы у него был запас воды и хорошая тень для укрытия от палящего солнца. И Давид говорит, что он жаждет, но он жаждет Господа. От ранней зари Давид ищет Господа, ищет общения с Богом. Наше общение с Богом также должно начинаться рано на рассвете: «от ранней зари». Сегодня мы живем в этой страшной пустыне. Этот мир – это пустыня. Наша планета земля – это пустыня, где нет истинного питья для людей. Эта земля – безводна и суха. И Давид от ранней зари среди этой пустыни ищет истинный Источник живой воды.
Господь Иисус когда-то воззвал: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей» Ин. 7:37. И в разговоре у колодца с женщиной из Самарии Он произнес: «…дай Мне пить» Ин. 4:7. И далее: «…если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» Ин. 4:10. Сегодня, живя на этой земле, мы жаждем другой воды, которая является действием Духа Святого, которая способна напоить любого человека, способна по-настоящему утолить жажду, способна успокоить наши души. Об этом надо жаждать.
«От ранней зари» нам необходимо жаждать силы Божьей, чтобы наша жажда по Богу не угасла никогда. Чтобы ее не смогли заменить ни мирской комфорт, ни другие удобства сего мира. Мы должны чувствовать себя на этой земле как в пустой, иссохшей и безводной пустыне, где мы от ранней зари ищем Бога. Именно в это время Бог посылает нам Своих Ангелов, дает Свое благословение, которое касается нашей жизни, меняет нас, и которое простирается потом на долгие годы вперед. Это возможно рано утром, на рассвете. Так народ Израиля долгое время рано утром собирал небесную манну, которая могла потом храниться целый день и утолять голод народа Божьего. Давид испытывал жажду в пустыне, но его жажда по Господу была намного сильнее и это отражено в Слове Божьем. Пусть и в наших сердцах сохранится эта жажда по Господу, как и в сердце Давида!
В молитве Господу весьма важно для человека иметь правильное состояние сердца. В книге пророка Иеремии используется такое выражение, как: «смиренное моление». Бог говорит через пророка: «может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей» Иер. 36:7. Когда мы предстоим перед Господом, то Богу важны не наши слова, Ему важно состояние нашего сердца, с которым мы произносим свою молитву. Человек смотрит на лицо, а Бог – на сердце. Бог принимает Свои решения, основываясь не на наших красивых словах, а на состоянии нашего сердца, на том, что происходит в нашей душе.
Бог не только слышит наши молитвы, Он видит наши сердца, видит наши слезы. Иногда мы не просто говорим, но и вопием к Нему. Слово Божье говорит, что, Он подаст защиту, защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь. В молитве к Господу заключена огромная сила. Бог дал нам честь и право молиться Богу, совершать молитвы за всех людей, за царей. Молиться друг за друга, когда мы болеем, когда проходим через различные испытания. Мы в праве сегодня спрашивать у Бога совета и помощи.
Библия говорит, что дом Божий, Церковь наречется домом молитвы. Пусть в наших домах, в наших семьях, непрестанно звучит молитва Господу от ранней зари. И пусть в нашей молитве всегда присутствует фактор смирения перед Всевышним. Всегда, в любое время молитесь Господу, проверяйте свои сердца. Будьте чувствительны к Духу Святому и пусть Он всегда направляет нас в молитве. Открывайте Богу свои сердца, изливайте перед Ним свою душу. Всегда имейте веру в то, что Бог слышит ваши молитвы и в Свое время пошлет вам ответ, будь то по дружбе или по неотступности. «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» Лук. 11:9. Пусть наша молитвенная жизнь с каждым днем становится все глубже и богаче!
Комментарии: