Богач и Лазарь
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» Лук. 16:23-24.
Выше мы прочли несколько строк из всем известной в христианском мире истории о богаче и Лазаре. Вот ее полный текст:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» Лук. 16:19-31.
Следует обратить внимание, что это единственное место в Священном Писании, где, не просто исполненные Духом Святым люди, пророки, но Сам Христос приводит только Ему одному известные данные о том, что происходит в Вечности. Это единственная история, в которой Сам Бог открывает нам факт существования ада и рассказывает о том, что там происходит. Поэтому сосредоточимся на некоторых нюансах, которые Христос здесь открывает.
Итак, слова Самого Иисуса Христа, где Он говорит о реальности ада, о реальности мучений записаны Евангелистом Лукой от первого лица. Здесь можно много над чем рассуждать, но мы хотим обратить внимание на одну деталь, о которой здесь не говорится. То есть, мы сфокусируемся не на том, что говорит богач, а на том, чего он не говорит. Но для начала попробуйте себе представить человека, попавшего в достаточно сложную и неприятную ситуацию. Например, одинокий путник, заблудившись в дремучем лесу, попадает в капкан, из которого не может выбраться самостоятельно. О чем может думать человек в данной ситуации? Вряд ли он станет думать о том, где взять средства на то, чтобы проредить этот лес, или, как избавить лес от сухостоя. Человек будет искать любую возможность, использовать любой намек на то, чтобы выбраться из этой ситуации. И, заметив по близости другого человека, не станет с ним обсуждать прогноз погоды, а попросит его как можно быстрее помочь избавиться от капкана.
Теперь вернемся к нашей истории, рассматривая ее в подобном ракурсе. Богач оказывается в аду, в мучениях и, вдруг, Бог позволяет ему увидеть совершенно другой мир. Он видит Авраама, Царство, и то, как люди находятся там, в спасении. Все это – реальность, но сам богач пребывает в аду. И когда Бог позволяет произойти этому диалогу, у богача даже и намека в мыслях нет на то, чтобы попросить помочь ему избавиться от ада. Именно о том, чтобы помочь ему выбраться из ада богач не произносит ни слова. Ему это даже не приходит на ум. И это весьма странно для живущих на земле.
Через это Бог ясно дает нам понять, что, когда человек попадает в ад, ему и на ум не приходит мысль о том, что с ним обошлись несправедливо. Человеку невыносимо тяжело, он осознает всю эту тяжесть и безысходность ситуации, но он полностью это принимает.
Иногда, живя на земле и руководствуясь каким-то своим пониманием Бога, мы даже бунтуем против Самого Бога, думая, что мы правы. Но написано, что на суде Божьем: «…не оправдается пред Ним никакая плоть» Рим. 3:20. Божий суд – это реальность. И человек, однажды, встретившись с Ним, принимает и осознает тот факт, что все так и должно быть. На суде перед Господом безмолвны все. Человек, находясь в Вечности в аду, не оспаривает свое положение, а принимает все эти невыносимые страдания и мучения. А то, что эти мучения невыносимы мы видим из Библии (Лук. 16:24).
Разум человека, его душа, прозревшая перед Божьей справедливостью, понимает все. Он принимает эти страдания с той единственной мыслью, чтобы те, кто ему дорог, его родные не попали бы сюда, потому что и они так же живут в своем понимании Бога и Божьей справедливости. Богач ходатайствует о тех, кто еще живет на земле в теле, кто еще не встретился с Божьим судом. Ведь он на себе уже испытал, что здесь никакой бравады не будет. На земле можно спорить с родителями, с учителями, с женой, с самим собой, даже с Богом. Это происходит потому, что человек еще не столкнулся с Божьей реальностью. Осознание же реальности Бога, Его правоты – всепоглощающее, с ним не спорят. Перед Господом смолкает всякий язык, потому что Он – Бог-Творец.
Именно грех, всякое беззаконие, всякое превозношение ведет человека в справедливое наказание, в ад. Ад был приготовлен для врага душ человеческих, и Бог не желает, чтобы люди находились в этом месте. Поэтому Господь отдал Себя в жертву, взяв наше безумие на Себя, чтобы избавить нас от этого наказания. Он – Спаситель. Люди на земле спасаются не тем, что в их жизни происходят какие-то чудеса, не тем, что мертвые воскресают, и не тем, что Бог каким-то сверхъестественным образом подтверждает Свою реальность. То, что сделал Бог – это реальность, то, что сделал Иисус – это реальность. И Господь открывает людям это дело спасения, совершенное Им 2000 лет тому назад, через пророков, через Свое Слово.
И, проводя уже Вечность в аду, богач слышит, что никакие чудеса, никакие знамения, не способны никого спасти на этой земле. И ведь именно на этом многие люди претыкаются, особенно неопытные. Они просят Бога знамений, как бы испытывая Его, а когда не получают ответ, то делают вывод, что Бога не существует. Бог есть! Авраам же говорит богачу, что даже если мертвые воскреснут и придут к кому-либо, то жизнь человеческая все равно от этого не изменится. Знамения и чудеса не меняют людские жизни. То, что меняет жизнь человека – это Слово: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» Лук. 16:29.
Сегодня у человека имеется Священное Писание. Когда мы слушаем Слово, когда вникаем в Библию, открывая свои сердца, то Бог животворит Слово и действием Духа, и знамениями, и чудесами. Все это несомненно может присутствовать в нашей жизни, но меняет жизнь и сердца людей Слово, совершая в нас работу спасения во Иисусе Христе – дело, которое Он совершил. Находясь в аду, богачу и в мысли не приходит попросить об изменении состояния его собственного сердца. Отведенное ему время для принятия правильного решения и выбора истинного пути уже прошло, но только теперь он это понимает и поэтому ходатайствует не о себе, а о своих близких.
Сегодня возможность передавать Слово Жизни есть только у одного источника. И этим источником является Церковь. А Церковь – это ты и я, те, которые посланы на эту землю для того, чтобы провозглашать истину о том, что Иисус – Господь! Если же кто-либо бунтует и противится этому, то только лишь потому, что не знает истину о том, что Иисус есть Господь. Но если человек не желает это принимать, то из-за этого Иисус не исчезает. Бог не исчезает из-за того, что кто-либо начинает с Ним спорить или отвергать Его.
Иисус лично рассказал эту историю, говоря о реальном событии, которое происходило в Вечности. Он Бог и Свидетель, лично открывший нам истину о существовании ада. Поэтому Он и пошел в преисподнюю, чтобы простить каждого человека, чтобы всем оставшимся в теле на земле, таким как я и ты, проповедовать Слово Жизни, способное оживить умерший дух. А живой дух, рожденный свыше, чтобы это же Слово подкрепляло и ободряло, давая нам силы, быть посланниками. Чтобы Церковь Божья, Тело Христа, Главою которой является Иисус, была посланником, свидетельствуя, оставшимся на земле, о реальности спасения. Центром Божьего проекта является Церковь и спасение. В наши дни мы видим все признаки того, что Иисус грядет. Поэтому Бог работает сегодня со мной, с тобой, с Церковью, с душами людей.
Другой интересный момент в истории про богача и Лазаря заключается в том, что Иисус не называет имя человека, страдающего в аду. Господь просто назвал его богач, то есть человек богатый. Богатым этот человек был, возможно, потому, что имел какой-то бизнес, какое-то свое дело, которое принесло ему хороший доход. Это позволило ему не просто погрязнуть в этом бизнесе, а уже ежедневно жировать в нем. Человек этот был большого достатка: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» Лук. 16:19. Наверное он и смотрел свысока на окружающих его людей.
Но грех ли быть богатым на этой земле и иметь богатство? Вовсе нет. Мало кто обращает внимание на тот факт, что в этой истории, страдающий в аду богач, разговаривает с другим богачом по имени Авраам. Ему было позволено обратиться к Аврааму, который по своему статусу был таким же богатым, если не больше. Библия говорит, что при жизни Авраам был богатейшим человеком на земле в своем поколении, в своем роде, в свое время. Авраам вовсе не был нищим: «И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом» Быт. 13:2. Таким образом, один богач разговаривает с другим богачом. Но между ними большая разница, так как один находится в царстве Божьем, а другой в аду. Почему такая разница?
Авраам был не менее богат, но всю свою жизнь он жил Богом. Он жил как пришелец и странник на этой земле. Значит ли это, что он уничижал себя, что не мог позволить себе хорошо покушать или хорошо одеться? Конечно же он не ходил полуголодный и в лохмотьях. Его возможности позволяли ему хорошо одеваться и питаться. Почему бы и нет? Только он не был привязан к этому, он не кичился этим, не жил этим. Он понимал, что все то, что он имел – это было только по милости Бога. Только милость Божья.
Порой бывает и так, что человек что-то имеет и продолжает служить Господу. Но, со временем, бизнес начинает его захватывать. У человека каждый день появляется все больше каких-то новых идей, планов. Может быть они и хорошие, возможно, они даже пришли от Бога, так как Бог желает нашего развития. Но человек, имея благословения Божьи, начинает уже забывать Самого Бога. Уже не осталось времени прийти в собрание, послужить для церкви и для людей. Бизнес полностью захватывает человека, вытесняя Самого Бога из его жизни.
Итак, два богача ведут беседуют только один из ада, а другой из Царства Божьего. Господь не зря показывает нам в своей истории именно этих двух людей. Каждый из нас имеет что-либо в своем распоряжении. Кто-то достиг в своей жизни большего и имеет больше, кто-то был менее успешен и имеет меньше. Но, не важно то, сколько мы имеем, важно то, как мы ко всему этому относимся, как мы распоряжаемся своим добром, в каком положении мы находимся перед Господом. Ведь все, что мы имеем дано нам Богом по Его милости. Воспринимаешь ли ты свое приобретение, как должное и тратишь все налево и направо, или же благодаришь за все Господа и ценишь это. На самом деле мы и себе не принадлежим, а принадлежим Христу, так как Господь выкупил нас ценой Своей Крови.
Сегодня Господь благословляет Церковь нести свет Евангелия спасения в этот мир. Бог наделил Свою Церковь Божьей мудростью, дал нам силу и водительство Духа Святого. Бог обогатил Тело Христа дарами Святого Духа. И мы, как Церковь Божья, не имеем право расточать богатство и благословения Божьи. Мы должны делиться с этим миром любовью Господа, возвещая всем людям Евангелие спасения, не взирая ни на какие обстоятельства. Бог силен позаботиться о Своей Невесте.
Живя на этой земле и, проходя через Божьи испытания, мы всегда должны осознавать и помнить о том, что рядом с нами есть люди, которые нуждаются в Христе, как в своем личном Спасителе. Сегодня во всем мире изменилась ситуация, но не менялись ни повеления Божьи, ни наш статус, ни Дух Святой, ни помазание, ни Слово. И в этой ситуации нам необходимо продолжать быть Церковью. Чтобы нам потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, как случилось с этим богачом. Осознав свое положение, он из ада теперь думает о том, как помочь своим пятерым братьям. А у них есть рядом те, которые провозглашают слова библейских пророчеств для них. Слово Божье – это единственное, что может спасти человека. Ничто другое не может.
Комментарии: