О грехе
«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас» 1 Ин. 1:8-10.
Написано: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». Но: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши…». Если в 8 стихе говорится о «грехе», то в 9 стихе речь идет о «грехах». К сожалению, эти слова в русском языке воспринимаются как синонимы, но в Писании они имеют два разных понятия, и различную природу. В связи с этим, русскоговорящие люди могут недооценивать или вообще не понимать того, что совершил Христос, придя на эту землю. А также от чего нас спас и над чем дал победу. Поэтому весьма важно понять природу греха. Для этой цели мы обратимся к самому началу творения, когда Бог только создал первые пылинки вселенной, и когда сотворил человека, ни разу еще не согрешившего. Рассматривая эту знакомую всем историю, некоторые вещи мы разберем более подробно.
Библия многократно повествует о Боге, как о Боге Отце, Сыне и Духе Святом. Бог открывается нам как Триединый Бог, Который и сотворил человека по Своему образу и подобию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Быт. 2:7. Материальное человеческое тело было создано Богом из праха земного. Поэтому в Писании часто говорится о человеке, что он есть плоть: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» Быт. 3:19. И как было тело человека взято из земли, из праха земного, так оно в землю, в прах и возвращается. Тело человека рождается, развивается и растет до тех пор, пока не состарится. И живет оно до тех пор, пока человек не покидает его, после чего умершее тело погребается, возвращаясь в землю. Хотя тело человека и умирает, но сам он не умирает, так как его душа вечна.
«И создал Господь Бог человека из праха земного…», но это еще не был сам человек. Затем Господь: «вдунул в лице его дыхание жизни…», т.е. Бог вдунул в тело человека дух. И как результат этого: «стал человек душею живою». Библия здесь показывает то, что на самом деле представляет собой человек: тело, дух и душа. Человек, как и Бог – триедин, так как сотворен по образу и подобию Триединого Бога. Но иногда люди думают, что если по образу Божьему, то, значит, у Бога есть руки, ноги, уши, глаза и прочее. Это – неверно. Подобие и образ заключаются в триединстве – Бог триедин, и человек триедин.
Итак, тело, дух и душа. Но, тем не менее, люди воспринимают себя, прежде всего, как тело и душу. Они не знают, что такое дух, и не понимают его природу и работу. О душе же мы имеем некоторое представление. Человек становится человеком именно в тот момент, когда становится душою живою. Бог сотворил тело из праха, вдунул дух, и человек стал душою, поэтому мы и воспринимаем себя, как душу, живущую в теле. В Библии описаны некоторые свойства и функции души, которые всем нам понятны. Это – воля, знание, интеллект, разум, эмоции и чувства.
Люди постоянно сталкиваются с гаммой всевозможных чувств. Сначала в человеке преобладают одни эмоции, затем их заменяют другие. Поэтому человеку может быть хорошо или плохо, радостно или грустно. Все это функции души, то, как душа проявляет себя, реагируя на окружающий мир, когда мы учимся, что-либо постигаем. И, как личности, мы начинаем каким-то образом относиться к тем или иным вещам и событиям. Это наше отношение к чему бы то ни было порождает наша воля. Воля – это способность человека занимать свою позицию и принимать определенные решения на основании его понимания. Ведь человек всегда принимает решения на основании своих эмоций, знаний, своего понимания и интеллекта. И когда говорится о человеке как о личности, то всегда имеется в виду проявление именно функций человеческой души. Не духа, а души. Поэтому и говорится, что человек: «стал душею».
Итак, в человеке преобладает душа, и он водим, прежде всего, эмоциями, чувствами, своим пониманием происходящих вещей. На основании всего этого он проявляет свою волю, принимая решения. Поэтому, в одних и тех же условиях, разные люди поступают по-разному. Различие их решений и поступков при одинаковых жизненных обстоятельствах зависит от эмоционального состояния людей в данный момент времени, от их интеллекта, их взглядов на жизнь.
Поступая в тех или иных обстоятельствах определенным образом, люди часто оправдывают себя тем, что: «все так поступают». Ну, если не все, то большинство – точно. Почему? Да потому, что все люди воспитаны одинаковой системой и одной идеологией, которая формирует наши эмоции, чувства и интеллект. Так делается для того, чтобы твоя воля и поступки могли быть прогнозируемы системой. Людей формируют обстоятельства жизни, окружение, среда, влияя на их эмоции и чувства. Т.е. душа человеческая направляема и управляема. Каждый из нас водим душою, эмоциями, своим пониманием или непониманием. Человек не может знать всего. Но то, что он знает, несравнимо мало по сравнению с тем, чего он не знает. Так или иначе, каждый человек имеет свое мнение и на основании своего ограниченного миропонимания он делает свои однозначные выводы.
Но человек является не просто плотью. Поэтому триединство человека весьма важно осознавать и понимать. Наше тело рождается, развивается, живет и с определенного момента начинает ветшать. Так создано Богом, чтобы тело могло жить лишь короткое время: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» Пс. 89:10. Бог определил человеку на земле максимум 120 лет жизни, сказав: «пусть будут дни их сто двадцать лет» Быт. 6:3. Но мы, конечно же, можем с этим не соглашаться, думая, что мы умнее Бога.
Как бы там не было, рано или поздно, тело человека умирает. А вот его душа жива вечно. Пока тело живо, душа существует в теле. Но когда тело умирает, душа покидает его. Твой интеллект, твой разум, эмоции, чувства, воля, все что определяет твою личность, определяется не телом, а душой. Поэтому душа твоя, выходя из тела, продолжает жить, продолжает существовать. Это и есть жизнь вечная. Когда человек умирает, люди плачут о нем, потому что с ним уже больше нельзя будет встретиться и поговорить. Мы можем видеть, говорить и воспринимать друг друга только тогда, когда мы в теле.
Мы сегодня говорим о грехе, но, чтобы понять, что такое грех, и что сделал для нас Христос, освободив от греха, нам необходимо для начала осознать, кто же такой человек? Каждый воспринимает себя как живую душу. Но что произошло на самом деле? Во-первых, Бог творит тело. Во-вторых, Бог вдыхает в тело дух. И, в-третьих, появляется душа. Т.е. помимо тела и души с ее волей, пониманием, разумением, эмоциями и чувствами был еще и дух. Когда Бог сотворил человека, у него был живой дух. А что есть дух, и какова его функция?
Тело взято из праха земного, из материи, а дух откуда? Он пришел от Самого Бога. Бог вдунул в тело человека Свое дыхание жизни. Отсюда можно понять функцию, природу и значение духа. Почему о духе, который есть в каждом триедином человеке, люди так мало говорят? Дух, который вошел в тело, представляет собой Божью жизнь. Дух входит в тело, и через душу жизнь начинает проявляться в теле. Душа – это проявление жизни. Когда в теле появляется жизнь, человек начинает понимать, осознавать, действовать и принимать решения. О душе мы сказали, что это эмоции, знание, чувства и воля. А какова функция духа внутри человека? Так как дух исходит от Бога, то он реагирует на Бога. Писание говорит, что: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Ин. 4:24. Таким образом, человек был создан Богом, чтобы поклоняться Ему. Человек может знать, общаться и понимать Бога только благодаря действию духа. Бог вдунул в человека дух, чтобы стать для него очевидным, понятным и реальным.
Почему, например, для всех нас очевиден и реален этот мир? Потому что мы воспринимаем его через нашу душу: через органы чувств, зрение, вкус, осязание и обоняние. Наша душа жива, поэтому мы видим разнообразие цветов и ощущаем гамму различных запахов. Благодаря душе и тем чувствам, которые дал нам Бог, мы черпаем всю информацию из окружающего нас мира. Мы его видим, он очевиден для нас и понятен. Душа работает, анализирует и делает выводы.
А как мы опишем то, каков наш Бог-Творец, Которого мы не видим? Мы не можем Его увидеть, потому что Бог есть Дух. Видеть Его, понимать и воспринимать реальность Бога необходимо по-другому. Не душой, а духом. Именно для этого и дан человеку дух от Бога. Если для познания сотворенного мира, всех граней проявления материи человеку необходимы проявления души, то для познания Бога необходим дух, так как: «поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Ин. 4:24. Но люди не знают Бога. Человек не видит, не ощущает, не осознает и не воспринимает своего Творца. Для него очевиден материальный мир, но не Бог. Почему?
Что-то произошло с духом человека, и он перестал воспринимать духовный мир. Писание утверждает, что первые, созданные Богом люди, общались с Творцом. Они проводили с Господом время в беседе, прогуливаясь с Ним по Эдемскому саду в прохладе дня. Но затем произошла трагедия, произошло грехопадение. О функциях и потребностях тела нам хорошо известно, но о духе, в основном, нам сказать нечего. Но мы точно знаем, что для первых людей Бог был очевиден так же, как для нас очевиден окружающий нас мир. Из-за греха мы не имеем более такого общения с Богом, которое переживали Адам и Ева. Для этого мы и пытаемся понять, что такое грех.
Бог создал человека со свободной волей. Но каким образом может проявляться воля? Только при одном условии – если существует возможность выбора. Если человек не имеет выбора, то это нельзя назвать свободой, это лишь иллюзия свободы, обман. Бог же создал человека по образу и подобию Своему. Соответственно, Бог создал человека со свободной волей, с духом, который понимает и воспринимает Бога, и душой, воспринимающей окружающий ее материальный мир.
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт. 2:16-18. В Эдемском саду было множество деревьев, и Бог дал человеку возможность осуществить свой выбор. А как мы уже отметили, свобода проявляется лишь тогда, когда у нас есть выбор. И когда у человека появился выбор, то он, по-настоящему, стал свободен. Он мог сам решать, что ему выбрать. Бог открыл человеку Свою волю, а также предупредил о последствиях его выбора. Бог всегда честен, а людям недостаточно просто услышать слово «нельзя», им всегда еще нужно узнать «почему».
Бог создал человека по Своему образу, вдунул в него жизнь, а затем поставил его перед выбором между жизнью и смертью: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт. 2:17. Все просто, если ослушаешься придет смерть и ты умрешь. Другими словами, Бог, Который есть Жизнь, исчезнет из твоей жизни. Итак, свобода всегда подразумевает выбор.
Нам известно то, какой выбор сделал первый человек. Он ослушался и вкусил от дерева «познания добра и зла». Все это произошло не без участия врага душ человеческих, который искушал Еву. Но она не сразу согласилась: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» Быт. 3:2-3. Люди знали о том, чего делать нельзя, и Ева подробно объяснила это врагу. Бог не прятал правду и не играл в игры с человеком. Но враг обманул, сказав: «Нет, не умрете» Быт. 3:4. И вот у человека появилась реальная возможность осуществить свой выбор. Бог говорит: «умрешь», а враг – «не умрете». Что ты выбираешь, человек? Верить Богу или нет, повиноваться Творцу или нет? И человек своей свободной волей решает ослушаться Бога и попробовать плод от дерева «познания добра и зла».
Итак, Бог – Триедин: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Творец создает по Своему подобию триединого человека: тело, дух и душа. Душой человек воспринимает реальность материального мира, а духом – реальность Бога. Благодаря духу, Бог становится таким же очевидным и реальным для человека, как и весь этот материальный мир. Первые люди общались с Богом, прогуливались в Эдемском саду, проводили с Ним время. Это общение было возможным посредством духа. Но, затем, своей свободной волей люди решили ослушаться Бога и вкусили от запретного плода. После чего, как Бог и говорил, в их жизнь вошла смерть. Смерть – это антоним слова жизнь, а жизнь – это Бог. Поэтому тело у человека осталось, осталась и душа с ее эмоциями, чувствами, волей, знанием и интеллектом. А вот дух внутри человека умер. С этого момента человек потерял связь с Богом, потерял реальность существования и присутствия Господа в своей жизни.
Человечество не исчезло, оно продолжило существовать, но в реалиях только этого материального мира. Теперь для человека реально лишь то, что можно увидеть, понять, почувствовать и исследовать. И из поколения в поколение тело человека продолжает функционировать, а душа – познавать этот мир. При всем при этом Бог остается вне понимания и познания человека, вне нашей реальности, так как дух человека, благодаря которому человек должен был познавать Бога, общаться с Ним и переживать Его реальность, умер при грехопадении первых людей. С того момента каждый человек, приходящий на эту землю, рождается с мертвым духом.
Когда Адам и Ева согрешили, они начали по-другому смотреть на этот материальный мир. Они столько времени были вместе и не замечали того, что были наги. Поэтому они сразу же соорудили себе опоясания из листьев растений. Они стали заботиться о теле, о своей плоти, чтобы соответствовать какому-то своему пониманию того, что правильно, а что нет. Бог перестал быть для них реальностью, они перестали воспринимать Его. Подобное состояние человека, когда дух его мертв для Бога и называется грехом. У Адама и Евы родились дети и наследовали их природу, родившись также с мертвым духом. Так происходит и по сей день. Каждый человек, рожденный на земле, рождается с мертвым духом. Он растет, развивается, испытывая определенные потребности души и тела, и восполняя их. Он заботится о теле, кормит и одевает свою плоть, следит за здоровьем. Он учится, познает мир, приобретает навыки, развивается. Только вот в жизни человека нет места Богу, нет потребности в Творце. Почему? Потому что родился со грехом, с мертвым духом.
Младенец не совершил еще ни плохого, ни хорошего. Он никого еще не обманул, ничего не украл, а уже – грешник. Потому что грех – это не поступок, это состояние, в котором рождается человек, состояние мертвого духа. Плохие и неправильные поступки Библия называет не грехом, а грехами, когда люди начинают обманывать, изворачиваться, воровать, убивать и прочее. Это все действия, которые человек совершает, будучи рожденным с природой Адама и Евы, с природой мертвого духа, с природой греха. Грехи – это поступки, а грех – это состояние мертвого духа, с которым рождается каждый человек на этой земле. Поэтому, независимо от того, как ты поступаешь, ты – грешник, в тебе живет природа греха.
Ты можешь грешить больше (совершать плохие поступки) или меньше, все равно ты – грешник (у тебя мертвый дух). Вот это в людей и не вмещается. Мертвый дух человека не знает Бога. Бог всегда говорит правду, а правда такова, что и этот хороший человек, и тот злодей – имеют одну природу. И тот и другой – грешники. Перед Богом они оба, по своей природе, одинаково негодны, у них обоих мертвый дух. Они оба мертвы, поэтому оба пойдут в ад. Мы оцениваем поступки, а Бог говорит о человеческой природе.
Враг обманывает, и религия спекулирует, когда подменяет понятия духовного и душевного. Говорят, якобы, о духовном, а на самом деле речь идет о душевном. Люди ходят в театры, на выставки картин, слушают классическую музыку и думают, что обогащаются духовно. Но, это все сферы души, а не духа. Все эти эмоции и чувства, понятие о прекрасном и прочее – это душа. И это не имеет совершенно никакого отношения к духу. Ни живопись, ни музыка, ни культура, ни благотворительность, ни добрые дела – ничто на этой земле, в этом материальном мире, не относится к духовному. Люди обмануты, так как думают, что духовно возрастут если сходят в оперу. Можно ходить в оперу, но это будет лишь приятным для души. О своей душе тоже необходимо заботиться. Но к духу это не имеет никакого отношения. Главное следует понимать, что это ничуть не приближает нас к Богу. Не обманывайтесь.
Есть люди, которые делают много добра, намного больше, чем остальные. Но от этого они не становятся ближе к Богу. Они такие же грешники, как и все. Есть также люди, которые живут душевно более гармонично и намного лучше по своим качествам, чем остальные. Но они также не становятся от этого ближе к Богу. Они такие же грешники, как и все.
Разве береза, как дерево, хуже яблони? Нет, просто она имеет другую природу. И сколько за березой ни ухаживай, яблоки на ней не появятся никогда. Все дело в природе. Кто-то из людей делает много плохих поступков, а кто-то нет. Но это одна и та же человеческая природа, просто один попал в одни условия, другой – в другие. Одни обстоятельства способствуют проявлению плохих черт, другие – хороших. Грех – это не поступок, это твоя суть, твоя человеческая природа. Благодаря этой природе, твоя жизнь порождает, через твои действия и поступки, твои грехи. Как яблоня, которая, благодаря своей природе, приносит яблоки. Каков же выход из этой весьма неприятной ситуации, затронувшей всех людей земли?
И вот, Господь Иисус Христос, сын Божий, приходит на эту землю и воплощается в человеке. В этом мире рождается младенец, Который отличается от всех остальных людей земли тем, что у Него живой дух. Хозяин каждого человека на земле – враг душ человеческих, но теперь, среди человечества появляется Тот, над Кем этот враг не имеет никакой власти. Ведь то, за что держится враг – это мертвость духа. Но к людям пришел Христос, Бог во плоти, над Которым враг бессилен. Поэтому первой задачей врага было – искусить Иисуса Христа, чтобы Он, как когда-то Адам, хоть в чем-то ослушался Бога и лишился бы духовной жизни, подпав под его власть. Любое непослушание Богу сразу приводит к духовной смерти, но Писание говорит об Иисусе, что Он: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» Флп. 2:8. Христос прожил всю Свою жизнь на земле и ни разу не ослушался Отца, даже в самом малом.
Настал главный момент, ради чего Иисус и пришел на эту землю. Он берет на Себя все людские грехи. Мы не просили Его об этом, но Он совершил это ради нас, проявляя Свою любовь к людям. Это были не Его грехи, это были наши грехи. Если бы на Иисусе не было грехов, то враг не смог бы коснуться Его. Но враг увидел на безгрешном Иисусе все эти грехи, поэтому сразу же схватил Его и распял на кресте. И Христос пошел в ад, во владение врага, в преисподнюю, куда идут все грешники.
И вот здесь очень важный момент. Вот мое тело, а вот мой пиджак, который надет на мое тело. И то, и другое принадлежит мне. Но между этими вещами существует принципиальная разница. Тело – это часть меня, это моя природа, а пиджак – нет. Иисус во всем слушался Отца, Его природа была безгрешна. Он взял на Себя наши грехи, как-бы облекся в них, и они стали Его. Поэтому, увидев это, враг убивает Христа и держит Его в преисподней. Так определено законом Божьим. Но грехи, за которые ухватился враг, удерживая Иисуса, не принадлежали Христу, они не были Его природой. Если кто-либо схватит нас за пиджак и попытается удерживать, то мы запросто можем снять с себя этот пиджак и убежать. Да, это мой пиджак, но не моя природа, поэтому я с легкостью могу избавиться от него.
Нечто подобное произошло с Иисусом в аду. Враг пытался удержать Христа в преисподней посредством людских грехов, которые Господь взял на Себя. Но в какой-то момент Христос расторгнул узы грехов, приведших Его в преисподнюю и смерть. Это были наши грехи, но не Христа, имеющего природу святости. Поэтому Он сбросил их там, снял их с Себя и воскрес из мертвых. Преисподняя и сама смерть не могут удержать того, в ком нет греха. Грехи же наши остались в преисподней. Господь Своим телом вознес наши грехи на древо, чтобы избавить нас от греха, чтобы через Его раны мы могли получить спасение. Иисус – первый Человек, Бог, воплотившийся в тело человека, Который победил смерть, вошедши в ад и вышедши оттуда, воскреснув из мертвых. Он свят и поэтому сама смерть не смогла удержать Его.
С этого момента, благодаря Иисусу Христу, на земле начинает появляться новое человечество. Поэтому Иисус и сказал: «Должно вам родиться свыше» Ин. 3:7. Должно вам родиться второй раз. Когда-то мы уже родились от мамы и папы, выросли и стали взрослыми. Но, Господь говорит еще об одном рождении, которое должно произойти в жизни каждого человека. Это второе рождение, рождение свыше, рождение от Бога, от Его Духа. И теперь, кто понимает и принимает все то, что сделал Иисус, тот рождается свыше и входит в число нового человечества, в число христиан.
Любой человек может стать частью этого нового народа, приняв Иисуса Христа, как своего Спасителя. Иисус взял на Себя все твои грехи, человек, более 2000 лет назад. Он знал, что ты родишься в таком-то году, Он уже тогда знал всю твою жизнь, потому что Он – Бог. Иисус Христос расторг узы смерти и оставил все грехи в преисподней, во власти врага, а Сам воскрес, чтобы оправдать нас. И пусть ты грешишь, но знай, что есть Тот, Кто за все твои грехи уже заплатил. Тебе не нужно идти в ад, потому что вместо тебя там уже был Иисус. В этом твое спасение, человек. Для того, чтобы Бог стал реален в твоей жизни, чтобы дух твой был животворен, чтобы ты избавился от греха, Иисус Христос, Сын Божий, умер за тебя и воскрес из мертвых.
«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» 1 Ин. 1:8. Здесь говорится о людской грешной природе. Человек грешен независимо от того, как он себя ведет, потому что у него такая природа.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1 Ин. 1:9. Здесь же говорится о наших греховных поступках. Иисус взял на Себя именно наши поступки, поэтому может простить все наши грехи и очистить нас от всякой неправды.
Все, что ты делал в жизни, тебе будет прощено, если ты примешь то, что Иисус сделал для тебя. А о том, что Он сделал для тебя, говорит вся Библия. Чтобы Бог в твоей жизни стал реальностью, чтобы твой дух ожил, тебе нужно сказать: «Иисус, прости меня, Ты нужен мне, Ты – мой Спаситель. Я хочу знать Тебя, хочу, чтобы Ты стал реален для меня. Животвори меня и мой мертвый дух!» Только Иисус является Спасителем. Вот, что такое грех, и как Иисус победил грех и смерть.
Комментарии: