В начале. Часть 1
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт

В начале. Часть 1

«В начале сотворил Бог небо и землю» Быт. 1:1.

На древнееврейском языке, языке оригинала, на котором была написана книга Бытие, этот стих звучит приблизительно так: «Берешит бара Элохим эт ха-шамаим ве-эт ха-Арец».

Слову «Берешит» в русской Библии соответствует выражение – «В начале». Но, среди еврейского народа, само слово «Берешит» имеет гораздо больший смысл и более глубокое истолкование. У евреев, например, существует около 70 толкований только первой буквы слова: «Б» (бет). И если мы станем глубоко заниматься истолкованием одного только этого слова, то сможем потратить на это целый год, оставаясь при этом лишь на первой букве, так и не продвинувшись далее. Древнееврейский – это очень удивительный язык, поэтому и Священное Писание имеет чудесную глубину откровения. Но мы не будем заниматься буквами, а попробуем уделить внимание некоторым целым словам, вникнув в их пророческий смысл.

Первое слово, которое мы уже упомянули, это – «Берешит». Это слово говорит о творении времени, о появлении времени. Следовательно, первое, что сотворил Бог, вовсе не было небом и землей. Библия говорит: «В начале». А это значит, что первым Божьим творением было начало. Слова начало и конец являются характеристиками времени. Поэтому, первое, что творит Бог было ни материя, ни пространство, ни вселенная. Господь творит время. Таким образом появляется время, оно начинает течь, начинает двигаться вперед. И только потом Бог творит материю внутри уже созданного, движущегося вперед времени.

Обратите внимание, у нас есть небо и земля, которые являются материей, но они были сотворены уже где? «В начале», как говорит Священное Писание. Итак, первое, что творит Бог – это время. Небо, земля, другая материя, весь этот физический мир был сотворен уже после того, как было сотворено начало и пошел отсчет времени. До этого момента времени не существовало. Не было ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Время появилось лишь тогда, когда его сотворил Бог. Важно отметить, что Сам Бог живет вне времени. Для Него нет прошлого, настоящего, будущего. Он сотворил время для человека.

Писание говорит о том, что наступит такой момент, когда исчезнет вся материя: «Придет же день Господень,  и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» 2 Пет. 3:10. «И небо скрылось, свившись как свиток» Откр. 6:14. Бог сотворил материю, вызвав ее к существованию, и она появилась внутри отрезка времени, сотворенного прежде и отмеренного Господом. Поэтому Библия говорит, что когда-то все материальное исчезнет, то есть, вся материя перестанет существовать.

Наступит такой момент, когда и время, сотворенное Богом, тоже исчезнет: «и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» Откр. 10:6.

Итак, Бог сотворил время и появилось начало, некая точка отсчета. Далее, там в начале (во времени), Бог творит небо и землю. С появлением времени появились и дни Божьего творения, как написано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» Быт. 1:5. Был первый день творения, затем день второй. Потекло время, поэтому и стало возможным исчислять дни. На этом отрезке времени мы можем увидеть, что когда-то жил царь Давид, далее наступил момент, когда пришел Иисус Христос, затем настал час Его распятия.

Однажды, пришло время и настал момент нашего рождения. Поэтому мы говорим, что родились такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года, в такое-то время. И время идет вперед, не останавливаясь, а внутри этого времени происходят различные события. Вы только что прочли эти строки и это событие тут же осталось в прошлом. У нас есть лишь миг настоящего, одно мгновение, и с каждым таким мгновением мы перемещаемся в неизбежное будущее, которое сокрыто от нас. Мы сотворены внутри времени, поэтому каждое мгновение мы перемещаемся во времени в будущее, которое становится настоящим, а затем и прошлым.

Мы можем взять какой-то отрезок времени и составить на листке хронологию событий, произошедших за этот временной период. Мы будем видеть начало периода и конец. Поделим этот отрезок на две части и отметим точкой середину этого периода. Нашу точку условно примем за настоящее. Теперь мы можем видеть все события на шкале времени, произошедшие от начала (условное прошлое), и те события, которые произойдут позже (условное будущее). Мы будем видеть весь отрезок времени в целом и каждое событие по отдельности, потому что будем смотреть на это со стороны, то есть, находясь как бы вне этого времени. Но если бы мы находились внутри этого времени, то для нас это было бы невозможно. Если мы находимся внутри времени, то наше будущее нам не известно, а со стороны мы видим всю хронологию от начала и до конца.

Многих людей мучают такие вопросы: «Откуда Бог знает все?»; «А как это Бог все видит, и как это возможно?»; «Как Бог может одновременно быть везде?». Бог находится вне сотворенного Им времени и смотрит на все наши события со стороны. Тем самым, Он видит наше прошлое, настоящее и будущее. Поэтому такой вопрос, как: «Откуда появился Бог?», является некорректным. Появиться что-либо может только внутри времени, а Бог уже был и существует вне времени.

Все, что было создано в начале, во времени имеет свое начало и конец, как и само отмеренное Богом время. Разум человека также имеет свои границы, поэтому ограничен в понимании запредельного времени. Следует усвоить лишь то, что Бог находится вне этого начала, так как Сам это начало и сотворил. Состояние, где не существует времени, или атмосфера в которой живет Бог, и которую так нелегко понять человеческому разуму, определяется древнегреческим словом «кайрос». А время, которое создал Бог, и в котором живем мы определяется древнегреческим словом «хронос». Отсюда – хронометр, часы. Мы живем внутри «хроноса» и наши часы тикают, отсчитывая секунды.

Можем ли мы сейчас заглянуть в будущее или в прошлое. Мы уже отметили, что будущее нам не доступно. А прошлое? Прошлое тоже не доступно. Сегодня люди продолжают исследовать вселенную, материю, которую создал Бог. Человеку понятно, что эта вселенная гигантская. Люди не могут найти границ у космоса, хотя, на самом деле, эти границы существуют.

Говоря о прошлом, рассмотрим небольшой пример. Полярная звезда находится от земли на расстоянии примерно 434 световых года. А самая большая скорость, известная человеку, это скорость света, которая равна приблизительно 300.000 километров в секунду. Что это значит? Необходимо 434 года для того, чтобы свет от полярной звезды долетел до земли, и мы смогли бы увидеть одну из ближайших к земле звезд, не считая солнца. От солнца свет долетает до земли за 8 минут.

Если сегодня вечером вы поднимете голову к небу и увидите на нем полярную звезду, то это значит, что так она выглядела многие годы обратно. То есть, в этот момент времени вы увидите то, что случилось давным давно в прошлом. Глядя на небо, человек видит прошлое, то, что произошло много времени назад. Поэтому если сейчас на этой звезде что-либо происходит, например, она потухла, то никакой информации об этом у нас не будет еще многие годы. Там уже все свершилось, а мы об этом знать не будем. Почему? Потому что Бог создал нас внутри времени. А для Бога, Который существует вне времени, и наше рождение, и день творения, и конец времени, все это происходит в одно время.

Еще один пример. Жил был на земле один человек, который в чем-то согрешил, сделал что-то нехорошее. Прошел день, два, десять лет. Человек уже давно и забыл об этом. Но его грех, как и свет, отражаемый звездами, продолжает двигаться в этой вселенной, только его скорость намного медленнее скорости света. Прошло какое-то время и, давно совершенный человеком грех, прямо сейчас, начинает на что-то оказывать свое негативное влияние. Это случилось где-то в прошлом, где про это давно уже забыли, но проявилось уже здесь и произвело свою работу.

Человек согрешил и, подождав несколько дней, подумал, что ничего страшного не случилось, что все обошлось. Но это продолжает влиять на что-то, хотя сразу и не проявилось. Написано: «...дела их идут вслед за ними» Откр. 14:13. Поэтому Бог и говорит, что за каждое слово человек даст отчет. Ты что-то совершил далеко в прошлом, а Бог говорит: «Все это продолжает идти за тобой, оно продолжает влиять на твою жизнь» Почему? Потому что мы находимся внутри времени «хронос». То, что мы делаем, как поступаем, все имеет свою ценность. Мы все еще пытаемся понять слово «начало».

Итак, Бог, существующий вне времени, сотворил отрезок времени «хронос», определив для него начало и конец. С этого момента пошел отсчет времени, появилось начало, внутри которого Бог сотворил небо и землю, а также всю остальную материю, которая окружает нас. При этом Сам Бог продолжает оставаться вне времени, следовательно, для Него наше прошлое, настоящее и будущее живет и происходит одновременно. Бог видит все одновременно, все знает, все проницает, для Него ничего не сокрыто.

Постепенно вперед со временем двигалась и наука. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн с научной точки зрения пытался объяснить взаимосвязь времени и пространства. Работая над своей теорией, он начал понимать тот факт, что время является величиной относительной. То, о чем мы говорили ранее, а именно, все, происходящее на звезде здесь и сейчас, на самом деле уже произошло много лет тому назад, но в то же время, для нас это происходит сейчас. Эйнштейн начал в это дело вникать, и делая свои выводы, он изрек следующее: «Итак, как пространство, так и время, неотделимы от материи».

Небо и земля, как и весь материальный мир, были сотворены уже внутри времени. То есть, материя соединена со временем. Без времени материя существовать не может. Но и время без материи теряет всякий смысл. Поэтому, там, где есть время, там существует и материя, а где существует материя, там есть и время. Это необходимо усвоить для того, чтобы понять природу и сущность Бога. Итак, время связно с материей. А Бог может быть связан с материей, если Он находится вне времени? Нет. Он вне этого.

Существуя вне времени, Бог все проницает, находясь везде одновременно. Нам это не дано. Но, когда мы смотрим со стороны на составленную нами хронологическую таблицу, как образ, мы можем коснуться ее рукой по всей ее линии времени одновременно. Таким образом, Бог может одновременно все контролировать, трогать, видеть, действовать и проницать. Он наполняет Собой жизнь каждого человека одновременно.

Люди, созданы Богом в материальном мире и имеют пять органов чувств для того, чтобы иметь возможность познавать и исследовать этот материальный мир. Иногда, живя здесь во времени, они сталкиваются с такими вещами, которые не понимают, не могут вместить в свою голову. Тогда они начинают задавать вопросы, на которые не могут получить ответа. А когда не могут получить ответа, начинают отрицать: «Бога нет, потому что я Его не вижу!» Но наши глаза созданы для того, чтобы мы могли видеть материю, а Бог – не материя, Он ее создатель. То есть, благодаря своим органам чувств, человек может исследовать лишь материальный, сотворенный «в начале» мир.

Итак, мы рассмотрели первое слово: «в начале», которое на языке оригинала произносится, как «Берешит». Следующее слово, записанное в русской Библии – «сотворил». На иврите это слово произносится, как: «бара».

Русское слово «сотворил», очень удачно подходит для перевода оригинала. Хотя, в русском языке существуют и другие синонимы к слову «сотворил», например, «сделал, произвел, создал». Но на иврите все эти синонимы имеют совершенно разные значения. К примеру, для перевода слова «сделать» на иврите используется слово «асес», которое означает совершенно другое действие, нежели слово «сотворил». А слово «создать» на иврите звучит, как «яцар» и это слово имеет другое значение.

Для нас между словом «сотворил» и синонимами к этому слову, почти нет никакой разницы, как будто все одно, и то же. Но на самом деле это не так. И на иврите это совершенно разные слова. Если хорошо вдуматься, то даже в русском языке можно уловить смысловое отличие, мы его просто не замечаем.

Человек способен своими руками сделать какую-либо вещь. Для этого ему необходимо взять исходный материал и инструменты, которыми он будет воздействовать на материал, меняя его форму. Допустим, человек сделал из дерева табурет. Но будет ли целесообразно, в данном случае, употребить слово: «сотворил». В нашем случае, это, как-то не вяжется. А вот слово: «сделал» сюда очень хорошо подходит. Так как слово «сделал» подразумевает, что человек что-то взял и из этого сделал вещь. В оригинале слово «бара», переведенное на русский язык, как «сотворил», имеет свой определенный смысл в Библии. Оно ясно указывает на то, что это было сделано из ничего.

Таким образом слово «бара» используется в Библии, только в отношении к Богу, Который творит из ничего. То есть, Он не взял что-либо и изменил это, произведя какие-то манипуляции, в этом случае было бы употреблено слово «сделал». Но у Бога ничего не было, и Он сотворил, и начало быть. Не было времени. Бог сотворил. Не было материи. Бог сотворил ее из ничего, и она вдруг начала существовать внутри времени.

Теперь соединим несколько первых слов: «В начале» – а именно, когда появилось время и пошел отсчет, из ничего: «сотворил Бог небо и землю», то есть, материю. Из ничего! Вот это действие Бога, описано словом «бара». То есть, небо, земля, вселенная – материя, были сотворены Богом внутри времени из ничего. Так все появилось и именно об этом говорит нам Библия. Слово «бара», так же открывает тот факт, что Бог сотворил этот мир на ограниченное время. Это еще одно значение данного еврейского слова. Мир, сотворенный Богом из ничего, будет существовать лишь некоторое время. После чего, время и вся материя, сотворенная в нем, перестанут существовать.

Рожденные внутри этого времени, материальные люди, представляющие из себя плоть, не могут вместить в себя это событие: «Как что-либо может появиться из ничего?» Поэтому, пытаются объяснить появление мира с научной точки зрения, постепенно изучая законы природы, которые, как и органы чувств человека, могут объяснить только сотворенный Богом «в начале» материальный мир. Все сводится к взрыву, который выделил колоссальное количество энергии, породившей материю. Правда в этой теории вопросов куда больше, чем в первой строке Библии.

Поэтому слово «бара» относится не к человеку, так как человеку это невозможно, но к Богу, для Которого нет ничего невозможного. С этого начинается вера человека в Бога. Если человек в состоянии поверить тому, что написано в Быт. 1:1, то он становится верующим и все остальное принять ему уже будет нетрудно. Если же человек отвергает это, то все остальное бесполезно. Итак, мы коснулись слова: «сотворил», в оригинале: «бара».

Следующее слово по порядку – это слово: «Бог». В Библии, на языке оригинала мы находим слово: «Элохим». И это потрясающее, удивительно интересное слово. Слово «Элохим» в оригинале указывает на множественное число. В единственном числе это слово звучит, как «Элах». Отсюда произошло имя, которое призывают в исламе, как «Аллах». Но поскольку в Библии написано: «Элохим», то корректнее, наверное, было бы перевести это выражение так: «В начале сотворил Боги небо и землю»Боги. В подлиннике, однозначно, указано множественное число. Почему?

Здесь сокрыта тайна, через которую Бог открывается нам, как Триединый Бог. Бог – един, но проявляет Себя через три Личности. Каждая Личность со Своей волей, но при этом, это не три Бога, а один, единый Бог. В Ветхом Завете, да и в Новом Завете, и Сам Христос, и пророки чрез откровение утверждали, что Он – ЕДИНЫЙ БОГ. Он – один и нет другого Бога. Эта тайна глубже приоткрывается нам уже в Новом Завете, где Сам Иисус учит крестить людей: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Мф. 28:19.

В слове «Боги» Господь открывает Свою тайну, которая по мере Его откровения о Себе, посланного человеку в веках, была записана в Священное Писание. Через это люди своим ограниченным разумом могли начать понимать какие-то вещи относительно сущности и природы Того Бога, Который все это сотворил. Бог желал от начала, чтобы человек Его понимал. В книге Бытие написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» Быт. 1:26. Здесь также использовано слово во множественном числе – «Элохим». Бог говорит здесь о Себе: «подобию Нашему». Тем самым Бог открывает человеку, что в деле творения этого мира, времени, пространства, вселенной и Ангелов участвовала полнота Божества, а именно: и Отец, и Сын, и Дух Святой – как единый Бог.

Итак, Бог един. Обратите внимание на эти слова Библии: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» Втор. 6:4. То есть, Сам Бог, говоря о Себе: «Мы», уже на первой странице Библии, четко, как заповедь говорит людям, что: «Тот, Который говорит о Себе: «Мы», Он есть Бог един». Это – тайна Триединства Бога, и мы ее немного коснемся.

Уже на первой странице Библии Бог бескомпромиссно и смело заявляет о Себе, как: «Мы, Который есть один». Бог не прячет ничего, чтобы потом это не было сюрпризом. Он не боится от людей какого-то недопонимания, критики, потому что Он таков, Каков есть. Библия говорит: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» Мк. 12:29. Первая заповедь: «Господь Бог наш есть Господь единый». То есть, в этом не следует сомневаться. Бог един и других Богов не существует. Иисус говорил о Себе: «Я и Отец одно» Ин. 10:30. «Видевший Меня видел Отца» Ин. 14:9. Он практически повторяет слова книги Второзаконие, которые мы прочли выше, где Бог ясно, бескомпромиссно утверждает о Своем единстве. Это для того, чтобы у людей не возникало мысли о политеизме или многобожии. Что мы можем сегодня наблюдать в язычестве, где существуют различные «Нептуны», «Зевсы», «Аполлоны» и т.д. У людей сегодня тысячи и тысячи Богов, и они всем им поклоняются. Это полное безумие.

В Ветхом Завете о Триединстве Бога практически нет намеков, кроме этих мест, где Бог сразу говорит: «Мы», а затем: «Я один. Я единый Бог». Почему? Потому что до прихода Иисуса Христа людям вообще невозможно было понять природу Триединства Бога. Бог по-настоящему открыл Себя лишь в Новом Завете. Это произошло с приходом Иисуса Христа и того момента, когда Дух Святой стал наполнять людей. Только в этот момент в Новом Завете открывается тайна Триединства.

Написано: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Лук. 3:21-22. В чем здесь суть? Вот Отец – голос неба, Дух Святой – в виде голубя и Иисус. Во время крещения все соединяются, как бы в одно. Отец, Сын и Дух Святой полностью все соединяются во Христе. Вот оно Триединство Бога.

Возлюбленные, понять до конца и вместить в себя Триединство Бога – это непросто. Он настолько велик, что мы по определению, вообще неспособны понять Его своим ограниченным разумом. Он говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» Ис. 55:8. Но, почему для нас важно посещать собрания церкви, посещать семинары, вникать в учение? Потому что, видя наше усердие, Бог посылает жаждущим, алчущим, нуждающимся откровения о Себе. И через различные образы Он начинает формировать понимание внутри нас.

Для того чтобы вообще что-либо понять, люди, иногда, жизни свои посвящают этому. Ученые в чем-то начинают разбираться, потому что ни час, ни два этим занимаются. Они работают, исследуют и эти исследования приносят плоды. Десятилетия проходят для того, чтобы чего-то добиться и понять. А позже приходит и воздаяние. А сколько времени мы посвящаем тому, чтобы понять Бога? Люди не желают посвящать Ему ни свое время, ни свои жизни. Они по умолчанию считают себя умными и мудрыми, хотя отлично понимают, что вообще-то, для того чтобы хоть в чем-то разобраться, необходимо посвятить себя этому. Но не посвящая ничего, пытаются что-то понять. А Бог выше наших законов, шире наших пределов, потому что Сам все это для нас и сотворил из ничего.

Но Бог говорит, что: «Я касаюсь тех, которые ищут». Поэтому Он всем ищущим и жаждущим посылает Свое откровение. Что это значит? Когда человеку, живущему в ограниченном временем пространстве, невозможно понять, невозможно осознать, невозможно исследовать из-за ограниченного разума, ограниченного понимания, то Бог, видя его стремления, из Своего вневременного состояния входит в это время и касается человека, конкретно тебя и меня. Когда Сам Бог приходит и касается нас, то мы начинаем что-то понимать. Касаясь нас, Господь передает нам Свои откровения, которые своим светом озаряют, ранее темные места нашего понимания в отношении Бога, Его плана и Вечности.

Бог обитает вне времени, вне пространства. Он есть Дух. Но почему люди задают вопросы о том, как Бог выглядит, какой Он формы? Потому что, создав материю, Бог дал форму этой материи. И люди, будучи частью творения, имеющие форму, которую создал Бог, думают, что Бог тоже должен как-то выглядеть. А если не могут представить, как, то отвергают вообще. Бог, Который не имеет формы, тем не менее, говорит: «Я простру руку Мою на обитателей сей земли» Иер. 6:12. И люди думают: «О! у Бога есть рука». Читают: «Ты бросил все грехи мои за хребет Свой» Ис. 38:17. «Значит, у Него есть позвоночник». Или, например, в Библии говорится, что: «ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» Ис. 59:1. Человек в своем воображении сразу рисует Бога с ушами. Слово говорит: «Он взглянул на меня» Иов. 31:14. Значит, есть глаза. Люди пытаются Бога «очеловечить», подгоняя Его под свой формат.

Но Бог есть Дух. Поэтому для того, чтобы Бога ощущать, чувствовать, слышать, видеть Бог создал нам душу. А глаза, уши, язык, руки это для того, чтобы мы могли разбираться в этом материальном мире. Мы воспринимаем Бога душой и духом. Но в момент грехопадения плоть стала господствовать над душой, а до этого момента господствовал дух. Во время грехопадения написано: «дух умер». Плоть стала господствовать и управлять. Из-за этого, этот мир стал реальным для человека, потому что пять органов чувств не умерли, но продолжают работать.

А орган, который Бог дал человеку для того, чтобы видеть Бога, ощущать, говорить с Ним, вошел в состояние смерти. И Бог его животворит. Вот это и есть откровение, когда Бог входит и начинает животворить. Когда человек начинает нуждаться, просить, Господь начинает говорить внутри него. Вот этот Триединый Бог становится реальностью для тебя, через откровение. Поэтому Бытие 1:1 – это основа. Веришь написанному, или нет? Бог познается только верой. Уверовал, далее Бог начинает говорить с тобой. Бытие 1:1 – это база, основа веры.

Бог открывается через откровение, через веру. Поэтому вера драгоценнее золота, гибнущего. Самое дорогое, что у людей есть – это золото. А вера – драгоценнее: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» 1 Пет. 1:7. Драгоценности больше, чем вера не существует, потому что, ею люди живут, ею люди соединяются с Богом. Бог – Элохим становится понятным. Поэтому если принимаешь Бытие 1:1, то ты, действительно, верующий человек.

Мы живем в этом ограниченном мире, созданном на короткое время. А Бог неограничен. Он безграничен в знаниях всей вселенной. Он ее создал, поэтому Он говорит, что: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» Кол. 1:17, а также движется и существует. Все законы, в нашем отрезке времени создал Бог. Поэтому все знания у Него. Он не ограничен также в Своей силе. Не ограничен во времени. Мы ограничены, мы живем короткое время в теле. В теле мы ограничены во времени. А затем, когда тело умирает, мы выходим из него. Наша вечная душа соединяется с Богом, и мы переходим в Вечность. И именно потому, что мы живем в этом сотворенном мире, мы не в состоянии выйти за пределы Его творения. Поэтому человеку тяжело понять слово «Вечность», где нет времени, и где существует Сам Бог.

Бог существует Сам по Себе. Человеку тоже это понять невозможно. Нам кажется, что мы сами по себе, но это не так. Мы без Бога существовать не можем, мы Им живем. Для того чтобы существовать, нам постоянно нужна энергия жизни. Мы не можем не есть, не можем не пить, нам все время нужна энергия извне для нашей жизнедеятельности. А самодостаточность Бога абсолютна. Он не зависим ни от чего. Мы же зависим от всего. Бог Сам создал весь этот материальный мир из ничего, на короткое время, и со стороны наблюдает за всем, поддерживая все законы.

Во второй части семинара: «В начале» мы продолжим наше глубокое исследование первого стиха Библии.



Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
1 058 06.02.18

Комментарии:



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent