По молитве их, поколебалось место
«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» Деян. 4:31.
В данном библейском стихе отображена необычная реакция Бога на одну из молитв Его народа. После молитвы Своих учеников, Своих последователей Бог поколебал землю. Что же в этой молитве было особенного, что Творец вселенной таким необычным образом отреагировал на нее? Но, прежде чем мы произведем анализ молитвы, которая так сильно коснулась сердца Божьего, вспомним еще некоторые события, происходившие на земле примерно в это же время.
В начале 3-ей главы книги Деяния описывается сверхъестественное чудо, в результате которого человек хромой от чрева матери стал ходить: «…Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» Деян. 3:6. Существует множество различных толкований этого места из Библии. Часть проповедников делает акцент на словах Петра. Другие фокусируются на действиях Апостола. Но суть этого послания намного глубже. Все то, что делал или говорил Петр, было с одной лишь целью: явить людям Христа. Петр и Иоанн имели в себе Бога. А когда Царство Божье в тебе, когда ты живешь этим, тогда тебе есть и что дать окружающим, есть чем поделиться с ними: «…Ибо от избытка сердца говорят уста» Мф. 12:34. Но здесь неважны слова Апостола, потому как Сам Бог касается людей через Своих слуг. Бог использовал Петра и Иоанна, чтобы коснуться сердца этого человека. Это было главным для Бога, а не золото, не серебро, и даже не его исцеление.
Бывший хромой, вскочив на ноги, стал хвалить Бога. Но ведь о Боге Апостолы ему и не говорили, сказав только: «…что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» Деян. 3:6. Здесь также акцент приходится не на слова: «встань и ходи». Главное внимание отводится словам: «во имя Иисуса Христа». Когда Царство Божье наполняет слуг Божьих, тогда Господь действует через них именно так, как Ему угодно. Иного исцеляет, другому дает ответ на нужду, третьему помогает разрешить какие-то жизненные ситуации.
Люди всегда склонны обращать внимание на какое-либо действие. Так же происходит с человеком и при чтении Слова Божьего. В Библии мы видим, что народ часто просил чуда. Но никогда не следует забывать тот факт, что все действия происходят: «во Имя Иисуса». Это все совершает Бог. Хромой встал, начал ходить, скакать и прославлять Бога. Но люди, видевшие это чудо, начали прославлять Апостолов. Поэтому те вынуждены были сказать: «…мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса…» Деян. 3:12-13.
И, конечно же, об этом чуде стало известно всем. В свою очередь это всполошило власти, и Апостолы вскоре оказались арестованными. Власти решили полностью покончить с проповедью Евангелия, с провозглашением имени Иисуса Христа, да и вообще с этим «новым» учением об Иисусе Христе как Мессии и Спасителе.
Но реакция народа была таковой, что власти не решились физически уничтожить Божьих слуг, а лишь строго-настрого запретили Апостолам говорить об имени Иисуса Христа. Так начались гонения, и преследования Божьих служителей. Из-за подобного запрета стало невозможным говорить об имени Иисуса и проповедовать свою веру. Вот в таких непростых условиях оказалась Церковь и Божьи слуги, такие же люди, как и мы. Именно в это время и прозвучала эта чудесная молитва слуг Божьих в ответ на которую Бог сотряс землю. Так что же это была за молитва, так впечатлившая Великого Бога?
В этом мире существует высшая власть, и эта власть приняла решение, изложив народу свои требования и условия. Церковь же начала молиться и первой важной особенностью этой молитвы было то, что в ней было единодушие: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» Деян. 4:24. В чем же проявлялось единодушие Церкви, находящейся в тех трудных обстоятельствах, которые принесли ей реальные проблемы и гонение? В молитве мы не находим ни слова о сложившихся обстоятельствах и никакого ропота.
Народ Божий, обращаясь к Богу, называет Всевышнего: «Владыко». Церковь не отрицает земную власть, но ставит Бога выше любой власти, выше любых человеческих решений. Церковь знает Того, Чья власть абсолютна над любым человеком, над любой плотью, над любым обстоятельством, над тем, что происходит вокруг нас на земле. Люди живут истиной, пониманием того, как вообще устроено все мироздание. И они исповедуют Кто такой Бог и исповедуют правильно.
Откуда таким простым людям, как и мы, было известно о том, что Бог вот такой, что Он есть Начало и Конец, что без воли Его ничего не происходит, что все законы Им даны, что без Его участия волос не упадает с нашей головы? Откуда мы знаем, что существует Дух Святой и то, как Он действует? Откуда нам известно обо всем остальном? Основа всему этому – богодухновенность Священного Писания: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2 Тим. 3:16. Писание говорит о Христе, о Божьем проекте, открывая его человеку. Из Библии мы знаем о том, что есть Бог и Он – Владыко.
Мы видим, что люди в Первой Церкви хорошо знали Писание. Они имели фундамент. Поэтому среди сложившихся нехороших обстоятельств, они обращаются к Богу, Который и открыл им Себя в Священном Писании именно таким, каковым и является. Церковь отлично понимала, что Бог есть Творец, сотворивший так же и тех, которые запретили им говорить об имени Иисуса Христа. Они понимали, что подобные обстоятельства свалились на Церковь потому, что Бог допустил это, так как все зависит от Него. Люди знали Писание, имели основу, поэтому и исповедовали истину.
Надо отметить, что слово, переведенное в русской Библии как «Владыко», в оригинале на греческом языке звучит, как «дэспотэс». Многим знакомо слово «деспот». Так вот в оригинале Библия здесь называет Бога – Деспот. Просто со временем у нас это слово поменяло свое значение. Но на самом деле слово «дэспотэс» характеризует господина, хозяина, обладающего абсолютной, суверенной, неограниченной властью. Одним словом, как хозяин решил, то, так тому и быть. Слово «дэспотэс» несомненно можно отнести только к Богу, обладающему абсолютной, совершенной властью, природа которой основана на любви, на полной самоотдаче. Бог проявляет Свою волю в нашей жизни лишь для того, чтобы поднять нас, помочь нам и утвердить. Сегодня это слово стало для нас негативным, так как по различным причинам одни люди постоянно пытаются доминировать над другими. Но, только Бог имеет на это право, так как Он сотворил вселенную и все, что наполняет ее.
Первая Церковь имела правильное понимание, они этим жили, этим были наполнены, а: «…от избытка сердца говорят уста» Мф. 12:34. И на фоне изменившихся обстоятельств, они не просят Бога вернуть все, как было раньше. Они исповедуют основу, исповедуют истинную природу Бога, суть Бога, Его власть, а не обстоятельства. И в этом они были единодушны. Единодушие Церкви было в их исповедании. И Бог слышал их. Он слышал не просто общую молитву, Он слышал каждое сердце и в каждом сердце видел единодушие.
Церковь продолжала молитву: «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал…» – Церковь в молитве цитирует наизусть слова человека, бывшего рабом Божьим, человека по сердцу Бога, который имел отношения с Господом и всегда видел Его перед собой. Народ Божий опять не фокусируется на обстоятельствах, а опирается на правильное основание на богодухновенность Писания. Они знают Писание и могут свободно цитировать в своих молитвах.
«Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его» Деян. 4:25-26. Здесь в молитве мы видим почти дословное цитирование 1-го и 2-го стихов из 2-го Псалма, написанного Давидом. Только во 2-ом Псалме вместо слов: «Христа Его», написано: «Помазанника Его», но теперь последователи Христа адаптируют этот Псалом к теперешней реальности. Они этим утверждают тот факт, что Писание сбылось. В Первой Церкви, все, от мала до велика, знают о том, Кто такой Христос и все, что Он совершил. Им известно, что любое обетование и благословение Божье – во Христе. Они понимают, что в этом мире, народы будут устанавливать свои правила, отстаивать свои идеи. Но любое правило, установленное людьми, всегда будет направлено против Иисуса Христа. Поэтому Церковь не выказывает никаких переживаний и тревог по поводу новых обстоятельств. Они все научены и наставлены в том, что Бог есть «деспотэс» и Его ответ на все обстоятельства – это Иисус Христос.
И далее: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» Деян. 4:27. На самом то деле гонят живых людей, но эти люди понимают, что враг восстает против Христа, против Божьего проекта, против того, что было утверждено Богом.
Следующий стих: «чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» Деян. 4:28. Церковь понимает, что если уж обстоятельства изменились таким вот образом, то значит это: «предопределила рука Твоя». Для чего?! Для того чтобы ты продолжал при этих обстоятельствах жить откровением и уповать на Бога, Который и есть Тот, Кто Он есть, Который сотворил все и не изменяется.
«И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» Деян. 4:29-30. Народ Божий в этой молитве вообще ничего не говорит о себе. Они не просят: «огради» или «защити». Они полностью доверяют Богу, понимая, что все это исходит от Него. Они не просят об изменении обстоятельств, пусть обстоятельства будут такими, как они есть. Не просят они и о том, чтобы им стало легче. В молитве они нуждаются лишь в одном: «дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое».
Церковь возвышает голос в молитве, проявляя единодушие и понимание того, что вся власть находится в руках Божьих. Что Бог есть Владыко. Что все базируется на богодухновенности Священного Писания, центром которого является воскресший и живой спаситель наш – Иисус Христос. Божий народ понимает, что, не смотря ни на какие обстоятельства, основной задачей Церкви является – рассказать всему миру о том, что совершил для человека Христос, поведать миру о Его любви и совершенной жертве.
Услышав эту молитву, Бог поколебал землю. И это запечатлено в веках. Две тысячи лет мы имеем возможность обратиться к Библии и прочесть: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны…» Деян. 4:31. И с тех пор обстоятельства, окружающие Церковь, не улучшились. Они только ухудшались. Но уже две тысячи лет мы продолжаем с дерзновением делать то, что делали, а именно нести свет Евангелия в этот мир. Церковь продолжала осуществлять свой труд и исповедовать реальность Бога, Который открывается нам через Священное Писание.
У каждого человека свое понимание, свои ощущения происходящего. На одно и то же обстоятельство у каждого из нас своя реакция. Но мы не должны идти на поводу у своих эмоций. Мы должны всегда во всех жизненных ситуациях держать свои взоры направленными на Иисуса Христа. Мы все разные, но все мы составляем одно неделимое Тело Христово. Тот, кто живет в Теле имеет и ум Христов. Единодушие заложено в нашей основе. И когда мы единодушны, тогда Бог являет через сосуды, приготовленные Им, то, что пожелает. Он – «дэспотэс», Он есть власть имущий. Как Он определил, так и будет.
Вот она Первая Церковь, которая была в любви у всего народа. И это не потому, что христиане делали что-либо особенное для этого народа. Конечно же, они чем-то и помогали людям, но не это было целью Церкви. Просто Бог Сам располагал сердца людей и вкладывал в них любовь к Церкви. Верующие жили реальностью Бога, а уже через них Бог одного исцелял, другого утешал. Это Работа Божья. Бог является основой всего. Бог такой, каким Он открывает Себя через Священное Писание и этим надо жить. Это должно быть базой, фундаментом.
Не стоит смотреть на то, что тревожит нас. Смотрите на Христа и живите реальностью Бога. Заботьтесь о том, чтобы Царство Божье было в нашем сердце. Чтобы мы были едины: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» Ин. 17:21. Этим следует дорожить. Быть христианином – это не значит просто делать хорошие дела. Быть христианином – это иметь в себе реальность Бога и дорожить этим.
Первые христиане разбежались не от страха перед смертью. Бог привел их к этому. Для чего? Для того чтобы эту реальность Бога, которая находилась в сердцах верных слуг Божьих, распространить среди других народов. Чтобы Бог мог коснуться всех людей земли точно так же, как Он коснулся того хромого человека у Красных ворот храма.
Бог позволил Первой Церкви за короткое время разнести эту неискаженную реальность по всему миру. Обстоятельства ухудшались, а люди продолжали исповедовать того Бога, Который открывает Себя в Писании. Люди умирали в мучениях и пытках, во рвах со львами и на кострах. Но они не отрекались от Христа, продолжая оставаться христианами. Тела их умирали, но реальность Бога в их сердцах позволяла им переносить все страдания и направляла их в Вечность для объединения с Богом. Такова была Первая Церковь и пусть ее молитва будет уроком, примером и практикой для каждого из нас!
Комментарии: