Кровный завет
«Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой» 1 Цар. 18:3-4.
Ветхий Завет, как и вся Библия в целом, является для нас «вернейшим пророческим словом» и открывает нам то, что должно было произойти в будущем, к чему Господь готовил людей. Вот какое откровение воскресший Христос дал о Себе нескольким ученикам, сказав им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и в псалмах» Лук. 24:44.
Прежде, попытаемся понять, что означает само слово «завет». Говоря современным языком, слово «союз» или «договор» означает соглашение между двумя людьми или группами. Заключение союза (завета) накладывает на обе стороны, те или иные обязательства, которые оговорены отдельно в устной форме или зафиксированы в документе, подписанном этими сторонами.
В Ветхом Завете употребляется еврейское слово «берит», которое буквально означает: «разрезать», «делать надрез» так, чтобы из него текла кровь. Таким образом, Ветхий Завет дает нам начальное представление о кровном союзе, заключенном Богом сначала с Адамом, а потом и с Авраамом. Иными словами, это прообраз Нового Завета, который Бог готовился заключить с людьми через Иисуса Христа посредством Его жертвенной крови, пролитой на Голгофе.
Вступая в кровный союз, Давид и Ионафан вовлекают в него и весь свой род, весь народ, к которому принадлежат, потому что союз распространяется и на их детей, как уже рожденных, так и будущих. Таким образом, потомки двух друзей стали участниками заключенного ими союза.
В данном случае Библия не растолковывает подробно всех деталей завета, т.к. иудеям они были хорошо известны. Достаточно было описать действия друзей, чтобы они поняли, о чем идет речь. Сегодня Дух Святой также открывает нам понимание символического значение того, что сделал Ионафан.
Когда Ионафан отдал Давиду свою верхнюю одежду, а также и все «прочие одежды» – это значило, что он полностью отдал Себя Самого в распоряжение Давиду. И отдав ему меч, лук и пояс, обязался защищать и охранять его.
Давид и Ионафан вступили в союз, скрепив его пролитием своей крови, тем самым подтвердив: «Отныне, свою жизнь и все, что я имею, отдаю тебе, а след от пореза на руке будет служить этому знамением и напоминать нам о взаимной ответственности. Теперь, если одного из нас постигнет беда, это будет касаться и другого». Вступая в кровный союз, двое становились одним. Такова была ситуация Давида и Ионафана.
Саул постоянно преследовал Давида, пытаясь его убить. Каждая их встреча оборачивалась угрозой для жизни Давида. И каждый раз именно Ионафан помогал своему другу избежать смерти. Это подтверждает нам, что заключив договор, скрепленный кровью, человек перестает заботиться о самосохранении, потому что умирает для самого себя. Вне заключенного союза для него нет жизни.
Ионафан по-прежнему оставался жить в доме Саула, изменившем Богу, но сам он оставался послушным воле Божьей во всем. Поэтому самым важным для него стало поддерживать Давида, который всем сердцем старался исполнить волю Бога Отца.
Вскоре после заключения завета с Давидом у Ионафана родился сын Мемфивосфей. Он также принадлежал дому Саула и был членом его семьи, и пока Саул был жив, Мемфивосфей имел право на царское воспитание. Но, ни Саулу, ни его отцу не суждено было жить долго. Началась война, Ионафан был убит, а также и Саул пал на меч и был добит Амаликитянином (2 Цар. 1 гл.). Давид оплакивал Ионафана, и последние слова его говорят: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан, ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» 2 Цар. 1:26.
Весть о смерти Саула и Ионафана привела обитателей царского дома в ужас. Давид стал наследником трона, и они испугались, что он их всех убьет. В этом их постоянно убеждал Саул, представляя Давида ненавистником всего царского рода, только и ждущим возможности расправиться с ним. Поэтому нянька пятилетнего Мемфивосфея бросилась бежать с ним, сломя голову: и «когда она бежала поспешно, то он упал и сделался хромым» 2 Цар. 4:4.
Мемфивосфей воспитывался людьми, ненавидевшими Давида, и сам наверняка слышал от домашних о том, что его жизни придет конец, если Давид станет царем. Ему внушали, что, обнаружив, Давид обязательно убьет его, и теперь, когда его семья бежала, он укрылся в маленьком местечке под названием Лодевар. Он жил в нищете и вдали от царских почестей. Было неслыханное унижение в том, потенциальный царь, вынужден был скрываться и при этом полностью покорился своей судьбе.
Мы можем представить себе чувства мальчика, рожденного быть царем, и тем не менее, вынужденного жить в подполье, в нищете. Душа его была полна ненависти и горечи. Он и не подозревал, что состоит в кровном союзе с царем Давидом, потому что все потомки Ионафана автоматически принадлежали этому союзу.
Так что, на самом деле, Мемфивосфей после смерти отца мог совершенно спокойно оставаться в царском доме, и находиться при этом в полной безопасности. Но он этого не знал. Его ввели в заблуждение те, кто ненавидел Давида, говоря ему ложь, расписывая Давида как злодея. Так и жил он, не подозревая о своих правах.
Сегодня многие люди живут в этом мире, не подозревая о Божьей любви, о том, что любящий Отец приготовил для них, т.к. «…бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа…», и они пребывают в страхе, ожидая Божьего суда.
Но что же было на самом деле? Давид не мог забыть, а тем более нарушить завет с Ионафаном. Каждый день он видел рубец на правой руке и оставался верен союзу крови. Отец Небесный всегда оставался верен кровному завету, однажды заключенному с Авраамом. Даже при выводе Своего народа из Египта и, не смотря на постоянное непослушание и противление израильтян, Бог Отец смог внять мольбе Моисея и сохранить непокорный народ ради имени Своего.
Именно Божья любовь к человеку и подвигла Небесного Отца послать Сына Своего Единородного на смерть, чтобы в Его Крови мы сегодня имели искупление от греха и обрели жизнь Вечную. Именно под покровом Крови Нового Завета мы имеем возможность приходить и находиться в присутствии Бога Отца. Наш Посредник – Иисус Христос, пролил Свою Кровь вместо нас, тем самым примирив нас с Отцом и открыв каждому из нас дверь в дом Отца. Сегодня от нас от каждого зависит наше будущее, или мы будем влачить наше жалкое существование в местечке Лодевар, будучи рабами греха, обманутыми дьяволом, или же выберем жизнь с Иисусом Христом, попадая под защиту Бога, благодаря союзу крови.
Однажды Давид спросил: «…нет ли еще кого - нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость Божию (во имя Божьей милости)…» 2 Цар. 9:3. Давид услышал о хромом сыне Ионафана. «Где он?» - «В Лодеваре». Когда мы, не имея никакого понятия о Божьей любви, отворачиваемся или отдаляемся от Бога, наше хождение перед Ним становится неправильным. Не имея в своей жизни водительства Святого Духа, мы начинаем хромать на обе ноги, хотя наше окружение ничего и не замечает, т.к. мир смотрит плотскими глазами.
«И послал царь Давид, и взяли его из дома Махира, сына Аммиэлова, из Лодевара» 2 Цар. 9:5. Его посадили в повозку одного и повезли в Иерусалим. Он был уверен, что сейчас случится то, чего он с детства боялся: царь Давид схватит его, отрубит голову и бросит его тело собакам.
Мемфивосфея привели к Давиду, и вопреки всему он услышал спокойный голос, говоривший ему: «Не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана, и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом». Мемфивосфей, не веря своим ушам, сказал напрямую: «Что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» 2 Цар. 9:8.
Когда милость Божья настигает нас, и Дух Божий касается нашего сердца, мы начинаем осознавать всю ситуацию. Не понимая Божьей любви, мы продолжаем говорить: «Я тот, кто ненавидел Тебя и позорил Твое имя. Я не ходил путями Твоими и не исполнял Твои заповеди. Я не заслужил Твоей милости, я просто ничтожество, поэтому не достоин жить в доме Твоем».
Как когда-то Господь ответил нам, так же вероятно и Давид отвечал Мемфивосфею: «Мемфивосфей, я знаю, что ты не заслужил моей милости и не заслужишь, даже работая на меня тысячу лет, потому что милость заслужить невозможно, но я поступаю так в память завета с твоим отцом. Кровь твоего отца, Ионафана, смешалась с моей прежде, чем ты родился. Так что заслужил ты это или нет, для меня не имеет значения. На основании кровного завета ты стал мне сыном, и я наделяю тебя наследством и благословляю тебя. Я прощаю тебя и приглашаю в свой дом, и за столом ты сядешь рядом со мной по праву приемного сына. Шрам на моей руке будет вечным свидетельством между мной и тобой, а также и твоими детьми».
Нелегко было принять подобные перемены. Чтобы жить в царском дворце, надо было умереть для Лодевара! Мемфивосфей не мог больше придерживаться тех правил жизни, которые до этого были для него нормой. Не так просто жить по-царски, не имея к тому привычки! Многие думают, что нетрудно променять «шалаш на дворец». Однако это не так. Необходимо было умереть для старой и привычной жизни и переродиться для жизни новой. Этого не смог понять, а соответственно и принять начальник синагоги по имени Никодим.
Выходя из замка, наверняка Мемфивосфей встречал то одного, то другого молодого человека, с кем вырос вместе. Наверняка, эти юноши презрительно говорили ему: «Мы знаем, как ты прятался в Лодеваре и тебе не место во дворце царя. Что ты тут делаешь? Мы хорошо помним, что ты позволял себе говорить о нем».
Мир, в котором мы до сих пор живем, не раз пытался нас вернуть обратно в «Лодевар» через наших старых знакомых и друзей. Но теперь, когда мы поняли, что заключает в себе завет Бога с человеком, посредством пролитой на Голгофе жертвенной Крови нашего Господа Иисуса Христа, мы имеем дерзновение ответить: «Да, вы правы. Я говорил и делал все то, о чем вы тут сказали, и даже более того. Но отношение ко мне Царя царей совершенно не зависит от того, что я сделал или не сделал. Я занимаю нынешнее положение потому, что мой Господь, умирая на кресте за мои грехи и пролив Свою кровь, примирил меня с Небесным Отцом. И теперь не я живу, но живет во мне Христос. Старая жизнь прошла и началась новая».
Ничтожный сын Ионафана мог сказать: «Я сижу за столом рядом с царем, я член его семьи. В то же время я прекрасно знаю, что не достоин таких почестей, хотя это не играет никакой роли, потому что я – участник кровного союза».
Положение, в котором сегодня находится все человечество, весьма схоже с положением Мемфивосфея в Лодеваре. Хотя оно и состоит в кровном союзе с Богом и через жертвенную Кровь Иисуса Христа имеет право «царствовать в жизни» Рим. 5:17, оно проклинает свое положение, а так же и Бога, Который, как оно уверено, заставляет его жить в ужасном Лодеваре. Люди привыкли верить лжи о Боге, говоря: «если ты посвятишь свою жизнь Богу и станешь верующим, то тебе нельзя будет делать то и это, и ты потеряешь свою личную свободу».
Веруя сатанинской лжи, люди привыкли бояться Бога. Подобно сыну Ионафана, они думают, что Бог приходит только для того, чтобы наказать их за грехи. Но о чем сатана и мир не говорят, так это о том, что твой кровный завет с Отцом через Иисуса Христа – объективная реальность.
Царь Давид был верен завету и доказал это своим отношением к сыну Ионафана. Бог Отец верен завету с человеком через Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя, и доказал это в Своем слове: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1 Ин. 1:9.
В Евангелии от Луки мы читаем о возвращении блудного сына. Встретив его, прежде чем пригласить в дом, отец одел его в новые одежды! Он прервал смиренную речь сына и: «…сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» Лук. 15:22. «Он не раб – он мой сын!»
Когда Бог открывается человеку и принимает его в Свою семью, человеку становится ясно, что нет никакого сравнения между жизнью в «Лодеваре» и жизнью с Богом, даже если прежняя жизнь была такой замечательной. То, что раньше доставляло радость в этом мире, больше не привлекает. Человек умирает для прошлого. Начинается абсолютно новая жизнь. Мог ли ожидать это человек? Нет, потому что: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 1 Кор. 2:9.
У ног Иисуса человек вдруг с удивлением ощущает нечто неожиданное. Он слышит тихие и спокойные, но в то же время убедительные слова: «Не бойся, сын Мой. Ты пришел домой! Все Мое – твое. Я заплатил вместо тебя Своей кровью, и ты будешь сидеть за одним столом со Мной, и Я буду питать тебя Своим хлебом».
Комментарии: