Благодать и закон
«И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» Исх. 24:12.
Смысл и предназначение Закона Божьего
1. Бог дал нам Свой Закон, чтобы показать,чтоОн хочет видеть Свой народ святым и достойным Его: «Будьте святы, ибо Я свят» Лев. 11:44. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Мф. 5:48.
Бог свят, и Закон Божий отражает Святость нашего Творца. Изучая Его Закон, мы узнаем характер нашего Бога и начинаем понимать, насколько Он свят и совершенен по сравнению с нами.
2. Бог дал Закон для блага людей, а не для того, чтобы просто что-либо запретить. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» Втор. 30:19-20.
Когда родители запрещают ребенку «тыкать» пальцем в электрическую розетку, они это делают не потому, что им жалко для ребенка электричества, и не потому, что родителям нравится ругать своих детей и все им запрещать. В данном случае родителям известно больше, чем ребенку, и они знают, что ребенка может ударить током. Только поэтому, родители запрещают детям прикасаться к розетке.
Господь Бог – наш Небесный Отец, знает больше всех нас, вместе взятых. И Своим Законом и Заповедями Он хочет оградить нас от зла. Закон дан для нашего же блага.
3. Бог дал нам Свой Закон, чтобы человек понял, что он не в состоянии его исполнить своими силами. «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть...» Рим. 3:19-20.
Закон был дан человеку, что бы он понял, что не способен достичь совершенных Божьих стандартов своими силами и стараниями. Ни один человек на Земле не способен исполнить святой Закон Божий.
4. Закон нужен был для того, чтобы вскрыть грех. «...ибо законом познается грех» Рим. 3:20.
«Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» Рим. 5:13.
«...Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» Рим. 7:7.
Не было бы заповеди, человек не знал бы, что можно, и что нельзя; что хорошо, а что плохо; что угодно Богу, а что является мерзостью в Его глазах.
5. Закон выполнял роль детоводителя ко Христу: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» Гал. 3:19-25.
Кто такой детоводитель? Детоводителем в свое время назывался человек, который присматривал за детьми, занимаясь их воспитанием и обучением, пока они не достигнут совершеннолетия.
6. Закон был тенью будущих благ: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» Евр. 10:1-4.
«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» Гал. 3:11.
Если кто-то надеется оправдаться перед Богом исполнением Его Закона, то он обольщается, потому что Библия гласит, что оправдаться Законом невозможно:
Смысл и предназначение Благодати Божьей
1. Что такое благодать и чем благодать отличается от милости и любви.
Нужно понять, что Божья Благодать это не одно и то же, что милость (милосердие) и любовь Бога. Это – три разные черты Божьего характера. Об этом свидетельствует Писание:«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» Еф. 2:4-7.
Любовь – это одна из основных черт Бога, проявляющаяся в Его заботе о нас, прощении, охране и т.п. «Бог есть любовь» 1 Ин. 4:8. Подробнее о характеристиках любви читайте в 13 главе Первого Послания Коринфянам.
Милость – это когда мы не получаем наказания, которого заслуживаем. Свидетельство Божьей милости: Адам согрешил, но Бог не умертвил его.
Благодать – это когда мы получаем что-либо, чего недостойны и чего не заслуживаем. Свидетельство Божьей благодати: Человечество не заслуживает спасения, но Бог даровал ему шанс спастись через жертву Иисуса Христа.
2. Божья благодать открылась нам в Иисусе Христе. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» Рим. 5:12-21.
Итак, мы видим, что спасение – это Божий дар, Божья благодать.
3. Принцип спасения благодатью – вера в Иисуса Христа.
Слово Божье предупреждает, что получить оправдание перед Богом можно только верою в Иисуса Христа и Его искупительную жертву на кресте: «...человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» Гал. 2:16.
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» Рим. 5:1-2.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» Еф. 2:8-9.
Спасение делами Закона или Благодатью?
1. Оправдание делами закона или верой
Сегодня спорят о благодати и спасении. Одни говорят, что спасение является безвозмездным даром от Бога через веру в Иисуса Христа. Другие утверждают, что одной только веры для спасения недостаточно, но для абсолютного спасения необходимо исполнение Закона. При этом сторонники данной точки зрения ссылаются на отрывок из послания Иакова: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» Иак. 2:24. Что ответить на это?
Ответ прост: Библия учит, что спасение мы приобретаем только верой, а делами перед Богом никто оправдаться не сможет: «...делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» Рим. 3:20.
«Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» Рим. 3:28.
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» Тит. 3:5.
«...человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» Гал. 2:16.
Тогда возникает вопрос: что же делать с отрывком из послания Иакова? Неужели в Библии есть противоречия? Ни в коем случае. Просто речь идет о разного рода «делах». Во всех предыдущих отрывках говорится о «делах Закона», а в Послании Иакова говорится о «делах веры». Нужно читать этот отрывок в его контексте.
В своем послании Иаков говорит о людях, которые являются христианами только на словах, а на деле ничем не отличаются от неверующих. Иаков говорит не о спасении по делам, а о делах, которые являются плодами Святого Духа, живущего в спасенном человеке. Библейские примеры, которые использует Иаков в своем письме, доказывают эту мысль. Люди спаслись не потому, что сделали что-то, а потому что поверили; а дела, которые они совершили, были свидетельством и подтверждением их веры.
Авраам получил благословение от Бога не по делам Закона. Он получил благодать в глазах Бога за 400 лет до того, как Бог дал Закон израильскому народу через Моисея. Таким образом, мы видим, что идея благодати не является Новозаветной идеей! Еще в Ветхом Завете существовал Божий принцип получения благодати от Бога по вере: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» Рим. 4:1-3.
2. Эра благодати
- Мы живем в эру (эпоху) благодати.
Эра благодати также называется «днем спасения». Этот день длится уже на протяжении 2000 лет. Христиане находятся не под Законом, но под Благодатью: «...потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» Рим. 10:4.
«...ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» Ин. 1:17.
- Закон же распространяется на тех, кто находится под Законом, а не под благодатью. «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» Рим. 2:12.
На верующего в Иисуса Христа распространяется другой закон – закон благодати: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» Рим. 3:21-26.
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» Рим. 8:1-4.
3. Благодать не должна являться поводом для греха
Как мы выяснили, христиане находятся под благодатью. Однако это не означает, что они – вне Закона и поэтому могут грешить. Библия нас неоднократно об этом предупреждает: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» Рим. 6:14.
«Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» Рим. 6:15-18.
«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он (Иисус) явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» 1 Ин. 3:4-7.
Здесь как раз и уместно процитировать тот самый отрывок из второй главы Послания Иакова: Наши дела всегда говорят громче наших слов. И наши дела свидетельствуют о том, что мы живем во грехе, то вера наша – только на словах. Если же наша жизнь производит плоды Духа Святого (Гал. 5:22-23), то это является свидетельством того, что мы действительно находимся под благодатью нашего Господа Иисуса Христа, который умер за нас на кресте, чтобы мы могли жить и иметь вечный мир и общение с нашим Творцом.
Заключение
Заслужить прощение Бога невозможно. Своими силами мы не можем достичь вечной жизни. Господь Бог и не требует от нас невозможного, зная нашу несостоятельность и неспособность заслужить себе спасение. Господь уже сделал все необходимое для того, чтобы мы примирились с нашим Творцом. Сегодня Он предлагает каждому из нас безвозмездный дар спасения. Это благодать – незаслуженный нами дар, который нужно принять верою в Иисуса Христа – Бога, пришедшего на Землю во плоти, чтобы умереть за наши грехи.
Примете ли вы этот дар или отвергнете – решать вам.
Комментарии: