Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь
«Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» Ин. 6:63.
Мы прочли стих из Библии, в котором Иисус показывает тайну Своего слова, тех слов, которые записаны в Библии. Буквы, напечатанные в типографии на бумаге – это просто буквы, но Иисус говорит, что за ними и в них самих есть жизнь Самого Бога. Для того, чтобы открыть суть и природу Своего послания и слов Господь, обычно, использовал простые примеры. Бог брал понятные для людей вещи и через их образы открывал Свои тайны, чтобы люди могли понять Божье сердце.
Нам необходимо понять значение слов: дух за текстом, за буквой, за фразами Христа. Это указывает на то, что мы не должны просто следовать по написанному. Записанные слова являются для нас, своего рода, маяком. А на маяк, как известно, плыть нельзя, можно потерпеть крушение. Маяк – это скала, которая является для нас определенным ориентиром. Видя свет маяка, мы ориентируемся по нему и избавляемся от опасности.
Откроем для примера некоторые места из Священного Писания. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» Мф. 5:29-31. Это слова Самого Христа, причем высказанные не как совет, а как требование, повеление. Как христиане мы знаем, что Богу всегда необходимо доверять и слушаться Его. Но стоит ли нам практиковать эти слова в полном повиновении от всей души и со всем усердием? Если мы так поступим, то будем весьма глупо выглядеть в глазах всех людей и Самого Бога. Читая эти слова Христа, мы понимаем, что Он использовал эти вещи как образы, чтобы мы усвоили нечто важное.
Бог обращает здесь наше внимание на то, насколько внимателен должен быть человек, чтобы грех не овладел им и не начал им управлять. Бог через это открывает нам Свое сердце, показывая, насколько Он ненавидит грех. Мы понимаем до какой степени человек должен стараться, противостоять, бороться, не поддаваясь соблазнам. Поэтому все христианские церкви во всем мире не спорят об этом прямом указании Христа. К нашему счастью в церквах не рубят руки и не вырывают глаза.
Но, если бы мы и покалечили себя, разве мы перестали бы грешить или соблазняться? Нет. Искушение – это не то, что мы имеем руки и глаза. Искушение – это греховная человеческая природа. Поэтому, несмотря на то, что эти места Писания весьма четко и ясно написаны, мы понимаем, что за этим текстом, за «буквой» имеется некий образ, какое-то послание. Читая эти слова, мы видим сердце Бога, Его душу, Его отношение к каким-то вещам и это на самом деле обличает нас.
Осознавая свою греховность, мы начинаем искать выход, нуждаемся в помощи Божьей, в Боге. Вот для чего все это. Теперь проясняется то место Писания, с которого мы начали. Иисус говорит: «Мои слова, это не буква, за ними стоит дух жизни». За этими образами стоит Его благословение и Сам Бог, Который открывает Себя, Свою любовь, желая помочь людям.
В Священном Писании есть и несколько других мест, где Иисус также использует ясные образы, но, к сожалению, на основании этих мест в некоторых церквах иногда происходят и разделения, и бунты, церкви нередко болеют и страдают. Хотя Иисус там так же использовал простой образ, чтобы сделать акцент на каких-то вещах. За всеми этими простыми вещами стоит какое-то Божье откровение, но люди не видят его, исполняя «букву». Дословно исполняя одну «букву» закона и не исполняя другую, люди проявляют непоследовательность, которая приводит их к беде.
В качестве примера обратим внимание еще на одно известное всем место Писания, которое говорит об омовении ног. Помыв ноги Своим ученикам, Иисус говорит: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» Ин. 13:14-15. «Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» Ин. 13:8.
Очевидно, что по «букве» Иисус говорит: «Если ты не будешь это делать, то не будешь иметь части со Мной». Люди понимают, что они просто обязаны это делать для того, чтобы иметь часть со Христом. Но чуть ранее мы прочли место Писания, где Иисус говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя». Так почему же игнорируется это повеление Господа? К сожалению, место Писания про омовение ног часто разделяет церкви. Существуют хорошо известные церкви, называемые «Омовенцы», в которых верующие моют ноги друг другу прямо в собрании. Почему? Ведь Иисус не только про омовение ног говорил, но и повелевал рубить руки и глаза вырывать.
За этими всеми вещами есть что-то такое, чему на самом деле Иисус желает нас научить. Стоит обратить внимание и на этот стих Библии: «Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» Ин. 13:7. Не все так просто было в омовении ног. То есть Иисус говорит, что во всем этом есть какая-то тайна. И мы видим, что спустя некоторое время Иисус говорит и другие слова, касающиеся тех же ног, как пути человека. Он говорит: «...прекрасны ноги благовествующих мир...» Рим. 10:15. Господь приводит уже другие образы. В Ветхом Завете Бог также обращал внимание на состояние ног человека, когда повелевал разуться в определенных местах, куда можно было ступить только чистыми ногами без обуви.
Глядя на все эти места Писания в совокупности, мы понимаем, что Бог говорит о ногах, которые следуют, повинуясь откровению Божьему для того, чтобы помочь людям. Поэтому свои ноги, свои пути мы можем направлять угодным Богу образом или же – неугодным. Ноги – как образ того куда мы идем, куда движемся, перед чем остановимся или через что перешагнем. И от того, в каком направлении мы идем нашими ногами, зависит наше будущее, а именно то, куда мы придем.
Господь говорит Своим ученикам следующее: «Я омыл вас, вы чисты, но Я продолжаю заботиться о ваших ногах. Позже вы поймете, что, ходя по этой земле, грязь будет прилипать к вам. Заботьтесь друг о друге, чтобы земная грязь не оставалась на вас». Пророческий смысл здесь заключается в том, что, живя на этой земле мы, как ученики Христа, должны заботиться друг о друге, помогать друг другу. И если мы не будем заботиться друг о друге, то не сможем иметь части со Христом, так как на наших путях столько соблазнов, столько искушений: «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» Ин. 13:8. Вода в Библии пророчески говорит о Работе Духа, о Работе слова: «...очистив банею водною посредством слова» Еф. 5:26. Омывайте грязь пока она еще только на ногах, пока не начала подниматься кверху, пока не слишком поздно.
Ноги в Писании также говорят о благовестии. Мы не должны переставать заботиться о спасении мира. Церковь должна жить этим, должна идти в этом направлении, а не ходить другими путями. Следует постоянно проверять куда мы идем, о чем мы думаем. Когда люди не видят пророчество, дух Божий, жизнь Божью за этими вещами, которые делал Христос, то начинается действие «буквы», которая убивает живой Дух.
Еще одно место Священного Писания, которое рождает много разногласий. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий, что: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая» 1 Кор. 11:5. И действительно, мы видим здесь какое-то требование Апостола Павла относительно покрытия головы для жены. Но мы также видели слова Христа вырывать глаз, отсечь руку, мы также видели пример Христа в омовении ног.
На самом деле Павел здесь ничего не говорит конкретно о покрытии головы. Посмотрите внимательно контекст. На этом примере Апостол говорит не о покрытии головы, а о Богом данном устройстве, которое связано с утверждением ясного и бескомпромиссного библейского требования. Его требование – это наша ответственность за Богом данную нам возможность жить в Теле, в устройстве, в подчинении, соблюдая субординацию, порядок, который и должен присутствовать в Церкви.
Об этом порядке в Библии говорится множество раз с первой и до последней страницы: Бог – Глава всего мироздания, сотворивший мужчину, а затем и женщину, у которых в последствии появились дети. Дети должны подчиняться своим родителям – это устройство, которое дал Бог. Жена должна подчиняться мужу, муж Иисусу, Иисус говорит: «Я подчиняюсь Отцу и исполняю все, что Отцу угодно!» Таким образом Бог показывает некое устройство, которое обеспечивает нам благословение для жизни в Теле. Именно об этом Библия говорит очень много. И покрытие головы для женщины – это пророческий образ власти мужа над ней, которую она принимает.
Власть мужа над женой – это то, чему учит Библия. Власть родителей над детьми – это тоже то, чему учит Библия. Власть Бога над людьми – это тоже то, чему учит Библия. Если ты не принимаешь власть Бога над своей жизнью, будешь ли ты жить? Да! Но попадешь ли ты на Небо? Нет! Если дети не принимают власть родителей, будут ли они жить? Да! Но будет ли эта жизнь в устройстве? Нет! Если жена не принимает власти мужа, будет ли она жить? Да! Но будет ли эта жизнь в устройстве? Нет! Это – очевидные вещи. И этому учат Священные Писания.
Читая стихи Библии, вырывая их из общего контекста и не беря его во внимание, мы концентрируемся лишь на «букве», забывая о сути и природе послания, того, что стоит за «буквой». О покрытии головы в Священном Писании упоминается только один раз, а доктрина никогда не строится лишь на каком-то месте Писания, в котором однажды вскользь о чем-либо говорится. Это не может являться доктриной, это лишь образ. За каждым образом сокрыто пророчество, которое необходимо правильно понять. А любое пророчество всегда будет соответствовать духу всего Священного Писания от первой до последней страницы Библии. Доктрина – это то, о чем говорится на протяжении всего Священного Писания.
В Библии присутствует множество образов, указывающих на власть и авторитет Бога в жизни каждого христианина. Здесь Апостол Павел использовал образ покрытой головы. Понятно, что покрытие головы никак не приближает сестру ни в молитве, ни без молитвы. Но то, что приближает человека к Богу – это когда человек принимает власть и авторитет Бога в своей жизни и Богом данное устройство. Это помогает нам жить во Христе.
Таким образом Павел не учил о покрытии головы, он показал на конкретном примере и учил о том, о чем говорится во всем Писании: о власти, о порядке и устройстве, которое Бог дал для людей земли. Пусть Бог благословит, чтобы нам держаться единства и того, что Бог открывает посреди Своего народа, не уничижая другие семьи, другие церкви! Хвала Иисусу!
Комментарии: